На главную


Глава VI

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУВОЧНЫМ МОДЕЛЯМ

Модели изготовляют размером не менее 500 мм по размаху. Площадь крыльев при этом не должна быть больше 0,4 м2 Модель фюзеляжа, испытываемая отдельно, может быть длиной до 1200 мм и иметь в миделевом сечении диаметр в пределах 100 — 400 мм.
Авиационные продувочные модели должны изготовляться из древесины твердых пдрод — клена, бука, дуба, ореха, красного дерева. При отсутствии этих пород их можно заменить грушей, ясенем, березой, хурмой или ольхой. Замена должна быть сделана каждый раз по согласованию с заказчиком модели.
Модели должны приготовлять по способу переклейки из планок толщиной не более 20 мм. Заготовка материала для модели должна быть выдержана в помещении мастерской не менее месяца.
Модель обычно делают из сплошной заготовки. В отдельных случаях при достаточно больших размерах модели крыло и фюзеляж могут быть пустотелыми.
Модель может быть цельной или разбирающейся на отдельные части: крыло, фюзеляж, шасси, оперение и т. д.
Модель должна быть тщательно отполирована с трех-четырех приемов. Поры древесины должны быть заполнены, а поверхность модели должна быть совершенно гладкой. На моделях должны быть отмечены краской под лаком или риской контрольные линии:
а) на крыльях по всей передней и задней кромке — след разъема шаблонов;
б) на фюзеляже — строительная горизонталь сбоку и след плоскости симметрии сверху;
в) на оперении и элеронах — оси вращения.
Кроме того, на крыльях и оперении должны быть указаны контрольные сечения.
Горизонтальное оперение делают обязательно съемным. Элероны и рули деляются поворотными, причем вращение должно происходить с наименьшим трением и без люфтов. Каждый отдельный руль или элерон должны крепиться на двух шарнирах и, где можно, на шарикоподшипниках. Рули должны быть отбалансированы так, чтобы центр тяжести их находился на оси вращения. Балансировка производится заливкой в носок рулей свинца, сплава Вуда или устройством специальных балансиров, помещаемых внутри фюзеляжа.
При изготовлении модели необходимо предусмотреть возможность крепления ее на весах. Как правило, модель крепится в трех точках: в двух передних и одной задней. Крепление должно быть прочное и осуществляться при помощи шурупов или болтиков. Модель должна иметь полное геометрическое подобие натуры. Мелкие второстепенные детали — расчалки, качалки, выхлопы и т. п. — не воспроизводятся.
Поверхность модели должна быть настолько ровной, чтобы зеркальное отражение на полированной поверхности получалось без изломов.
Допуски при изготовлении модели крыльев:
а) при размахе крыльев от 500 до 1500 мм по размаху от ±1 до ±1,5 мм, по глубине хорды — от ±0,2 до 0,3 мм;
б) при размахе крыльев от 1500 до 3000 мм по размаху от ±1,5 до ±2 мм, по глубине хорды — от ±0,3 до ±0,4 мм.
Величина зазора между, шаблоном и поверхностью крыла должна быть не более 0,2 мм.
Допуск при изготовлении фюзеляжа по длине ± 1 мм. Величина зазора между шаблоном и поверхностью фюзеляжа не более 0,3 мм.
Допуски при изготовлении оперения, модели самолета — по размаху ± 0,5 мм, по хорде ± 0,3 мм. Величина зазора между шаблоном и поверхностью оперения — не больше 0,2 мм.
В тех случаях, когда изготовляют отдельную модель оперения, допуски берут те же, что и при изготовлении крыльев.
Допустимая погрешность в углах установки крыльев и стабилизатора ± 6'.
Допустимая погрешность в установке крыла и стабилизатора по длине фюзеляжа и по высоте ± 0,5 мм.
Чертеж модели составляют в трех проекциях с указанием всех основных размеров, положения контрольных сечений на крыльях и оперении, угла установки крыльев и стабилизатора, положения центра тяжести.

Шаблоны для контрольных сечений крыльев и оперения (фиг. 46) должны быть металлические. На каждом из них должны быть проставлены марки (цифры или буквы), показывающие сечение профиля. При изготовлении модели по чертежу-плазу все необходимые размеры и данные берут с чертежа-плаза по натуре.


предыдущая страница оглавление