На главную


Сборка и регулировка

Модель самолета собирают из отдельно изготовленных и отполированных под среднюю полировку частей. Так как на сборку поступают уже почти отделанные детали, то сборку рекомендуется производить на верстаке, освобожденном от излишнего инструмента и вспомогательных материалов, гвоздей и т. п. Лучше всего сборку производить на специальном столе-верстаке, обитом фанерой или лучше всего байкой.
Вблизи сборочного места должна находиться инструментальная проверочная (чугунная) плита таких размеров, которые позволили бы установить на ней собранную модель для проверки и регулировки. При сборке руководствуются сборочным чертежом модели.
Вначале соединяют крылья с фюзеляжем, которые должны быть установлены в совершенно определенном положении по отношению к продольной оси фюзеляжа. На чертеже модели это положение задается углом, составленным осью фюзеляжа с хордой крыла. Этот угол носит название установочного угла, крыла. Перед сборкой на модели фюзеляжа по координатам должно быть выверено положение площадки для установки крыла.
По отношению к оси фюзеляжа, по длине и по высоте крыло должно устанавливаться с допуском ± 0,5 мм.
Это положение выверяют на разметочной плите с помощью рейснаделей и масштабной линейки. После выверки площадки крыло соединяют с фюзеляжем и закрепляют при помощи шурупов и специальных металлических креплений. Положение установленного крыла проверяют на плите. Для этого фюзеляж устанавливают на плите, на регулируемых стоечках так, чтобы ось его была параллельна плоскости плиты. Это легко проверить рейснаделем. Игла, установленная по оси на одном конце фюзеляжа, должна совпадать с осью и на втором конце. Фюзеляжу также нетрудно придать нужное положение путем регулировки высоты подставок. На фюзеляже, установленном параллельно плоскости плиты, проверяют установочный угол крыла путем замера с помощью разметочной стойки (рейснаделя) и масштаба высоты — положения двух точек на крыле. Положение этих точек на крыле и разность их высот при правильной установке крыла на фюзеляже указываются в чертеже. Точность установки крыла ± 6' также дается в чертеже в виде допустимого отклонения в превышении одной точки над другой.
После установки крыла подобным же образом производят установку стабилизатора: сначала выверяют положение площадки для установки стабилизатора, а затем и самую установку.
Выверив положение крыла и стабилизатора, закрепляют их уже окончательно.
После окончательного закрепления крыла и стабилизатора проверяют отклонение рулей и элеронов. Отклонение должно быть свободным и без люфта в обе стороны в пределах до 30°. На плите проверка производится при помощи рейснаделя и метра; цифровые данные для промеров берут из чертежа.
Если в чертеже модели указано, что на ней нужно проводить испытание со свободными рулями, то рули должны быть уравновешены. Центр тяжести их должен лежать на оси вращения и рули должны устанавливаться в любом положении, не перевешиваясь. Для достижения этого в носок рулей заливается свинец или предусматривается установка специальных балансиров, помещенных внутри фюзеляжа.
По установке оперения (с той же последовательностью операций) соединяют шасси с фюзеляжем и устанавливают винт.
Таким образом осуществляется сборка модели. При сборке все соединения должны быть произведены весьма тщательно и обеспечивать модели нужную прочность (иначе модель может рассыпаться в трубе).
По окончании сборки производится окончательная проверка регулировки на плите (см. фиг. 41) и разметка центра тяжести.

Этим сборочные операции заканчиваются. Окончательную выполировку модели осуществляют теми же приемами, что и выполировку модели крыла.


предыдущая страница оглавление следующая страница