На главную


Изготовление модели фюзеляжа

Модель фюзеляжа изготовляется, главным образом, для определения того лобового сопротивления, какое она будет оказывать встречному потоку воздуха. Поэтому основное значение получают передние части фюзеляжа, расположенные перед наибольшим поперечным сечением. Это сечение называют миделевым сечением или миделем фюзеляжа.
Начальной операцией изготовления модели фюзеляжа является заготовка бруска из планок. Для заготовки берут стандартные планки толщиной 20 - 22 мм и шириной от 35 до 65 мм.
По миделю фюзеляжа определяют поперечное сечение бруска заготовки. Оно берется с припуском на сторону по 8 — 10 мм к размерам миделя.
Сначала выклеиваются щитки из планок. После выдержки 12 — 18 час. щитки прострагиваются по широкой плоскости и из них уже выклеивается брусок нужной толщины (фиг. 38). Этот брусок прострагивается со всех четырех сторон в угол, опиливается по торцу и торец прострагивается двойным рубанком.

На верхней и боковой сторонах простроганной заготовки наносится сбоку строительная горизонталь, а сверху — ось симметрии. Эти линии при помощи угольника, переносятся на соответствующие противоположные стороны и на торцы.
Одновременно с изготовлением бруска заготовки (во время выдержки в процессе склейки) изготовляют шаблоны сечений; разъем шаблонов проводится по оси симметрии. Шаблоны сечений, показанные на чертеже (фиг. 39 и 40), изготовляют по специальным дополнительным чертежам этих сечений, где даны координаты обводов сечения по отношению к плоскости симметрии и все необходимые радиусы кривизны.

Кроме шаблонов поперечных сечений, полезно сделать шаблон продольного сечения фюзеляжа по плоскостям симметрии и по строительной горизонтали. Эти шаблоны позволят быстрее разметить контуры для начальной обработки модели.
После изготовления шаблонов приступают к обработке заготовки. Для этого на боковой и верхней плоскостях бруска по шаблону карандашом намечают контуры модели по плоскости симметрии и по строительной горизонтали (с припуском 3 — 5 мм на сторону для обработки). По разметке обтесывают брусок, придавая ему первоначальную приближенную форму фюзеляжа. После обтески по оставшимся на торцах осевым линиям, пользуясь гибкой линейкой, вновь наносят линии по плоскости симметрии и строительной горизонтали, а также линии сечений и прорезают риски приемами, общими для этих операций. Дальнейшая обработка бруска и изготовление модели проводятся уже ранее описанными приемами.
После шлифовки и проверки обводов модели по шаблонам пристраивают к ней, пока без клея, модели мотора, капота и винта с обтекателем. Эти модели изготовляют отдельно по особым чертежам. При изготовлении допускают ряд условностей: тяги мотора, выхлопные патрубки и пр. в модели не отражаются.
В тех случаях, когда модель фюзеляжа изготовляют с центральным отрезком крыла (центропланом) и шасси, модели этих дополнительных деталей изготовляют отдельно и тщательно подгоняют к модели фюзеляжа после ее шлифовки. Собранную без клея модель фюзеляжа проверяют по шаблонам и промеряют. На модели отмечают центр тяжести, ось симметрии, иногда строительную горизонталь.
Для нанесения отметок фюзеляж устанавливают на прочной металлической плите, на специальные, регулируемые по высоте подставки-домкратики (фиг. 41). Фюзеляжу придают положение, предусмотренное в проверочном чертеже, и затем на него при помощи рейснаделей наносят все нужные отметки и линии. Эти отметки и линии прочерчивают чертилкой или намечают краской с тем чтобы при последующей отделке они сохранились вполне ясными.

После предварительной сборки и проверки модель разбирают и подвергают окончательной отделке и полировке (без выполировки). Места, подлежащие склейке, должны быть оставлены чистыми; на них не должны попасть масло или политура.
Отполированные части модели собирают вновь уже окончательно на клее, гвоздях и шурупах. При этой сборке следует помнить, что модель в аэродинамическое трубе при испытаниях подвергается действию сильной струи воздуха и испытывает большие нагрузки. Поэтому сборка модели должна производиться тщательно, чтобы обеспечить достаточную прочность.
Окончательную выполировку модели производят после полной сборки и соответствующей выдержки (после склеивания отдельных частей между собой). Соединения тщательно зачищают и всей модели придают окончательный глянец.
Модель фюзеляжа в большинстве случаев изготовляют с мотором и винтом. Модель винта должна быть изготовлена так, чтобы она была подвержена наименьшему короблению. Поэтому ее изготовление осуществляется с той же последовательностью операций, как и изготовление натурального винта. Сначала подбирают тоненькие реечки, лучше всего из разных пород твердого дерева, например, дуб и ясень, ясень и клен и т. д. Из этих реечек склеивают заготовку для винта с веерообразным расположением реек (фиг. 42) и чередованием из различных пород древесины. Болванки после склейки выдерживают 12 — 18 час. до дальнейшей обработки, сначала грубо отесывают, а затем для придания лопастям соответствующего профиля, обрабатывают по шаблонам (фиг. 43), шлифуют и полируют.

В смысле форм и отделки к модели винта предъявляют такие же высокие требования, как и к целой модели.
На изготовленную модель набивают пластинку или наносят надпись с указанием типа и масштаба модели.
Допуски на модель фюзеляжа: по длине ± 1 мм по контуру — величина зазора между шаблоном и поверхностью модели не более 0,3 мм.


предыдущая страница оглавление следующая страница