На главную


Глава IV

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ САМОЛЕТА

Изготовление модели крыла

Продувочная модель крыла должна представлять собой точную копию натурального крыла. Модель изготовляется в определенном, указанном на чертеже, масштабе. Изготовление модели крыла хотя и похоже несколько на изготовление модели для испытания профиля дужки, но отличается значительно большей сложностью.
Встречающиеся в различных конструкциях самолетов крылья могут быть разделены на следующие основные виды:
1. Крылья прямые с постоянной дужкой (фиг. 30). 2. Крылья прямые с переменной дужкой (фиг. 31). 3. Крылья стрельчатые (фиг. 32).



Изготовление моделей прямых крыльев с постоянной дужко незначительно отличается от изготовления модели для испытания профиля дужки. В этом случае модели различаются меж ду собой только тем, что концы крыла имеют закругление (фиг. 33 и 34) и заканчиваются концевой дугой, тогда как в модели дужки торец обрезается под прямым углом. В остальном все приёмы по изготовлению этих моделей одинаковы.


Изготовление моделей крыльев с переменной дужкой несколько сложнее в том отношении, что при этом приходится пользоваться не одним шаблоном, а несколькими, по числу сечений, определяющих переходы. Кроме того, в плане такие крылья бывают большей частью не прямоугольные, а трапецевидные с суживающимися по некоторой кривой концами (фиг. 35).

Поэтому при изготовлении моделей таких крыльев необходимо, кроме шаблонов по поперечному разрезу крыльев, пользоваться шаблонами крыла в плане.
Порядок изготовления модели крыла с переменным сечением по размаху (см. фиг. 31) заключается в следующем:
1. Подобрать планки для заготовки.
2. Склеить заготовку и дать выдержку после склейки.
3. Прострогать заготовку в размер и по кромке.
4. Разметить и изготовить шаблоны модели крыла в плане и по поперечным сечениям. Все шаблоны должны быть замаркированы (указано назначение и сечение шаблона).
Условия выполнения указанных операций такие же, как и при изготовлении моделей для испытания дужки крыла.
5. Разметить модель крыла в плане по шаблону. Разметка осуществляется простым наложением шаблона на пласть заготовки и обводом по нему контура крыла карандашом или чертилкой.
6. Опилить по разметке заготовку на ленточной пиле или вручную выкружной лучковой пилой с припуском на обработку.
7. Обстрогать заготовку по контуру в угол вручную, пользуясь двойным рубанком и шлифтиком.
При обстрагивании обращать внимание на то, чтобы риски разметки не были затронуты при обстрожке. Допуск по обводу крыла в плане от ±0,1 до ±0,4 мм.
8. Разметить заготовку.
Пользуясь штангенциркулем, нанести на переднюю, заднюю и боковые узкие стороны заготовки (на передние, задние и боковые ребра) линию разъема поперечных шаблонов (нанести на контур строительную горизонталь).
Пользуясь угольником, нанести линии поперечных сечений крыла и пронумеровать сечения.
9. По линиям сечений врезать риски с обеих сторон заготовки и обработать их по шаблонам сечений.
10. По врезанным рискам обработать, пользуясь стамеской, рубанком и шлифтиком, заготовку, проверяя вчерне получающуюся поверхность продольным шаблоном (шаблон по размаху).
11. Зачистить поверхность модели шлифтиком.
12. Разметить по чертежу положение узлов крепления (подвески) модели в трубе, врезать для них гнезда и установить эти узлы (на шурупах или гвоздях). Врезать пластинку с указанием назначения модели.
13. Зашлифовать поверхность модели. Окрасить (протравить) модель, если об этом имеется указание в чертеже. Сушить 48 час.
14. Загрунтовать нитроклеем АК-20 или аэролаком А1-Н.
15. Прошлифовать тонкой шкуркой после грунтовки.
16. Полировать по грунту, сушить 24 часа.
17. Прошлифовать тонким пемзовым порошком.
18. Нанести среднюю полировку.
19. Сделать выполировку.
20. Предъявить техническому контролю.
Допуски на изготовленную модель:
а) по размаху от ±1 до ±1,5 мм б) по глубине (по хорде) от ±0,2 до ±0,3 мм, в) по шаблонам — зазор не более 0,2 мм г) по полировке — отражение на полированной поверхности не должно давать изломов.
Изготовление моделей стреловидных крыльев значительно сложнее. Характер работы при этом в большой степени зависит от размеров модели.
Начальной операцией является склеивание из планок заготовки и изготовление шаблонов.
Так как крыло стреловидной формы имеет отогнутые вверх и назад концы, то заготовка должна обеспечивать получение такой формы в чистоте. При изготовлении моделей небольших размеров (до 1 м в размахе) заготовка набирается и склеивается из планок таких размеров, чтобы стреловидное крыло можно было целиком из нее выпилить. При этом с верхней и нижней сторон заготовки волокна древесины будут перерезаны. Хотя обработка и отделка поверхности с перерезанными волокнами представляет значительно большие трудности, зато простота изготовления заготовки остается прежней. Для модели следует только сделать несколько более полную заготовку из простых прямых реек и затем полученную прямоугольную заготовку, разметив, опилить по контуру, сначала в горизонтальной плоскости, а потом в вертикальной, чтобы получить стреловидную заготовку.
Второй операцией является изготовление шаблонов. Крыло стреловидной формы обычно имеет переменное сечение по размаху и в плане (см. фиг. 31). Поэтому для изготовления модели требуется большое количество шаблонов: а) профиля дужек по размаху в различных сечениях, б) шаблона вертикальной стреловидности по верху крыла, в) шаблона вертикальной стреловидности по низу крыла (фиг. 36) и шаблона крыла в плане.

На шаблоне крыла в плане должна быть нанесена так называемая строительная горизонталь, т. е. та линия, по отношению к которой данные сечения профиля по размаху располагаются перпендикулярно.
После выклейки заготовки и изготовления шаблонов приступают к обработке заготовки для получения модели. Для этого прежде всего на заготовке по шаблону намечают контуры крыла в плане и опиливают заготовку по контуру, оставляя 2 — 3 мм припуска для обработки. По опиловке контура кромки застрагивают двойным рубанком в угол к пласти заготовки и на узких сторонах наносят линии плоскостей стыка верхних и нижних шаблонов.
Далее обработка идет уже обычным порядком. Врезаются контрольные риски, заготовка обстрагивается по контрольным рискам и зачищается двойным рубанком или шлифтиком. Во многих случаях при обстрагивании заготовки и зачистке контура может оказаться полезным американский горбатик-рубанок с переменной кривизной подошвы, позволяющий со значительным удобством обработать стреловидную поверхность крыла.
На зачищенную модель крыла врезаются детали подвески крыла, модель шлифуют, грунтуют и полируют.
До полировки на модели должны быть зафиксированы все отметки, предусмотренные в чертеже (линия следа плоскости хорд, центр тяжести и т. д.), указан тип крыла и масштаб его изготовления. Полезно также указывать вес модели (полировка даст незначительный привес и это отклонение можно оставить без внимания).
Изготовление моделей отдельных элементов оперения (фиг 37) — элеронов, горизонтального оперения (стабилизатора с рулями высоты), вертикального оперения (кили с рулем направления), посадочных щитков и т. д. — проводится в той же последовательности, что и изготовление моделей крыльев. Разница заключается лишь в размерах моделей.

При изготовлении моделей крыльев и оперения допускаются определенные условности. Мелкие незначительные части, выступающие в натуре, — кабанчики, стекла топовых (крыльевых) огней, подвески для бомб и пр. — в модели не обозначаются. Поэтому поверхность модели получается гладкая, без выступающих мелких частей.


предыдущая страница оглавление следующая страница