На главную


Книга "Авиационный столяр-модельщик" содержит краткие сведения об испытании модели самолета в аэродинамической трубе и основные требования, предъявляемые к продувочной модели самолета и его частей.
Книга предназначена для авиационного столяра, изготовляющего модели для продувок в аэродинамической трубе.

ПРЕДИСЛОВИЕ

При разработке конструкции самолета конструкторские бюро должны провести практическую проверку выводов и решений по форме самолета, полученных в результате расчетных данных. Эта проверка, в силу больших размеров самолета, лишь в редких случаях может быть проведена над самолетом или над его частями в натуре. В подавляющем большинстве случаев изготовляют уменьшенную модель самолета или его части и уже эту модель проверяют в специальных установках.
Наилучшим материалом, позволяющим изготовить модель, является древесина, и поэтому изготовляют модели столяры-модельщики.
Изготовление авиационных моделей не имеет ничего общего с изготовлением моделей для литья. Литейный модельщик изготовляет деревянную модель в натуральную величину, а к модели предъявляются требования, выдвигаемые формовкой и характером отливки. Авиационная модель изготовляется в масштабе и к ней предъявляются требования высокой точности. Кроме того, авиационная модель должна быть снаружи тщательно отделана и отполирована.
Изготовление авиационной модели требует высокой квалификации, и эта работа может быть выполнена столяром, уже получившим достаточно хорошие навыки в своей специальности, свободно разбирающимся в сложных чертежах и умеющим производить точную разметку. В соответствии с этим к авиационному столяру-модельщику предъявляются требования хорошего знания общих приемов столярных работ, свободного чтения сложных технических чертежей как в натуральную величину, так и в масштабах и, наконец, уменья производить точную и сложную разметку и делать по этой разметке шаблоиы и лекала с высокой точностью.
Помимо этого, авиационный столяр-модельщик должен ясно представлять себе назначение изготовляемой им модели и понимать характер предъявляемых к этой модели требований.
Задачей настоящей книги является ознакомить читателя со способами испытания модели и указать те основные приемы, которые позволили бы хорошему столяру с наименьшими затруднениями изготовить модель.
Предполагается, что читатель этой книги уже достаточно хорошо освоил приемы столярных работ, знает обращение с нормальным инструментом, разбирается и «читает» чертежи и способен по чертежу произвести разметку. Поэтому перечисленные вопросы не будут объясняться в книжке.
Специальное редактирование пособия проведено инж. Н. Ф. Бочаровым.
По всем вопросам, освещенным в данной книге, а также за разъяснениями и консультацией обращаться в НИИ Оргавиапром; Москва, Центр, почтовый ящик № 990.

Глава I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Устройство самолета

Авиационный столяр-модельщик должен уметь изготовлять модели отдельных деталей самолета и целого самолета. Поэтому познакомимся прежде всего с устройством самолета. Всякий самолет состоит из следующих основных элементов:
1. Крыльев, поддерживающих весь самолет в воздухе.
2. Фюзеляжа, или корпуса, служащего для размещения летчика, экипажа, пассажиров и багажа или вооружения.
3. Мотора с винтом.
4. Оперения, или рулей, при помощи которых летчик управляет самолетом в воздухе.
5. Шасси, или приспособлений, которые позволяют самолету двигаться по земной поверхности при разбеге перед полетом, садиться на землю и смягчать удары, которые неизбежно получаются при посадке.
В зависимости от конструкции, самолеты имеют или две пары крыльев, расположенных одна над другой, или одну пару.
Самолет с двумя парами крыльев носит название биплана (фиг. 1), а самолет с одной парой крыльев называют моноплан (фиг. 2).


оглавление следующая страница