На главную


Общая схема репродуцирования скульптуры

  Ввиду изложенного способ разбивки скульптуры на отдельные элементы и правильное установление их границ оказывают решающее влияние на успешность последующих работ по репродуцированию.
  На рис. 9 показан пример разбивки скульптуры на отдельные элементы для последующего гальванопластического копирования. Непосредственно с модели, как правило, не снимают гальванических копий, так как это привело бы к серьезному повреждению или непоправимой порче скульптуры.

  При помощи формовочной техники с модели изготовляют одну или несколько промежуточных копий. С копий снимают формы, которые используют для гальванического воспроизведения скульптуры.
  Формы делают из гипса, восковой композиции, пластмассы, легкоплавкого сплава и пр.
  Как материал для изготовления форм, служащих для последующего воспроизведения скульптуры в металле, чаще всего применяется гипс.
  В пластилине без перевода в гипс остаются лишь эскизные модели или варианты основной скульптуры. Такую скульптуру для предохранения от разрушения при длительном хранении покрывают снаружи тонким и ровным предохранительным слоем металла, зрительно не нарушающим форму и фактуру модели. Такой способ покрытия моделей называется работой «по верху».
  Техника изготовления форм зависит от их материала.
  Формы из гипса изготовляют общепринятыми формовочными приемами (Способы формовки скульптур см.: Бройдо Д., Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры, М., «Искусство», 1937; Мелюков И. Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре, изд. Академии архитектуры СССР, 1946.) т. е. изготовляют черновые или кусковые формы.
  Со скульптур, выполненных в глине или пластилине, обычно снимают черновые формы. Черновая форма (рис. 10) обычно состоит из двух (реже трех) раковин. С отдельных раковин снимают гальванические копии, из которых составляется репродукция.

  Со скульптур, которые должны быть обязательно сохранены, предварительно снимают кусковые формы (рис. 11); они состоят из значительного числа отдельных кусков, плотно укладываемых в гипсовый кожух в требуемом порядке. На рис. 11 а видим швы разъема кусков, на рис. 11 б показана укладка всех гипсовых кусков в кожух.

  На кусковые формы обычно непосредственно не наращивают металл, как на раковины черновых форм. Они служат вспомогательными формами для изготовления набивкой глиняных или пластилиновых копий модели, с которых затем снимают так называемые монолитные формы, уничтожая при этом копию модели. Последние отличаются от кусковых и черновых тем, что представляют собой одну цельную гипсовую раковину, из которой копию глиняной или пластилиновой модели удаляют, разрушая ее.
  Способ изготовления форм, помимо материала скульптур, зависит также от сложности их очертаний.
  Так, при воспроизведении сложнопрофилированной скульптуры, всегда имеющей «замки», обычно требуется предварительная кусковая формовка для того, чтобы перейти на глиняную копию модели с последующим изготовлением черновых или монолитных форм (рис. 17).

  Таким образом, независимо от того, применяют ли черновую или кусковую форму, гальваническое наращивание приходится вести по гипсу (по черновой форме — в первом случае, по монолитной — во втором).
  Приготовленные гипсовые формы проходят тщательную сушку, затем для устранения гигроскопичности — пропитку в озокерите.
  Формы из воска наиболее удобны в гальванопластике, и применение их обеспечивает высокую степень точности репродукции. Восковые формы изготовляют исключительно с барельефной металлической скульптуры, формирующейся на выход. Формы из воска могут применяться как для изготовления миниатюрной медальерной скульптуры, так и для крупных барельефов. На рис. 12 показаны: модель, форма, снятое с формы изделие и готовый медальон. (На снимках рельефов вследствие нестереоскопичности снимков глаз обычно не улавливает выпуклости или вогнутости всей поверхности, что как раз и является определяющим для суждения о том, показан ли на снимке рельеф или контррельеф; мы придерживались правила освещать при съемке все подобные объекты так, чтобы свет падал сверху. При таком условии позитивы кажутся освещенными сверху, а негативы снизу.)

  Пластические массы (целлулоид, акрилат) и металлы (алюминий, свинец, легкоплавкие сплавы, медь) обычно применяют при репродуцировании медальерной и, реже, барельефной скульптуры.
  Формы из пластических масс изготовляют методом горячего прессования, алюминиевые — распылением, свинцовые — прессованием или обкладкой, из легкоплавких сплавов — отливкой, медные — гальванопластикой.
  Чтобы использовать гипсовые, восковые или пластмассовые — формы для гальванического копирования, необходимо сделать их А поверхность электропроводящей, что осуществляется нанесением А проводящего слоя. Нанесение такого слоя на формы из диэлектриков является одной из основных операций технологии гальванопластики. От этой операции зависит скорость начальной стадии процесса электролиза, определяющая качество поверхности наращиваемого металла. Для получения электропроводящего слоя форму натирают графитом или химически осаждают на ее поверхность серебряную, золотую или медную пленку, или наносят тонкий слой золота или серебра катодным распылением.
  Металлические формы, конечно, не требуют нанесения электропроводящего слоя (как гипсовые, восковые, пластмассовые), что существенно упрощает технологический процесс.
  После нанесения проводящего слоя О выполняют собственно гальваническое наращивание.
  Процесс гальванопластики является частью прикладной электрохимии, а именно электрометаллургии водных растворов солей металлов. Процесс основан на выделении металла под действием электрического тока из водных растворов солей металлов (электролитов). Выделяемый металл может отлагаться на любом теле, проводящем ток, если это тело погрузить в электролит и соединить с отрицательным полюсом. Роль такого тела и выполняют в процессе гальванопластики формы, на которых откладывается металл желаемой толщины.
  Если рабочей поверхностью является сторона, которая была обращена к форме, наращивание называют гальванопла-стическим, а если рабочей является сторона, не примыкающая к форме, наращивание называют гальваностегическим.
  В результате наращивания получают отдельные элементы гальваноскульптуры.
  Снятые с форм гальванические копии можно использовать и в качестве металлических форм для дальнейшего размножения. Такие формы называют контррельефом.
  По окончании наращивания производят монтировочные работы, которыми завершают процесс изготовления репродукций.
  К монтировочным работам относятся: удаление грата, образующегося в процессе наращивания металла; последующая опиловка края, с которого срезан облой; подгонка отдельных деталей для соединения в требуемом порядке; спайка соединяемых частей.
  За монтировочными следуют отделочные работы.
  К отделочным работам относится тонирование скульптуры химическим путем (для получения патины) или гальваностегическое нанесение золота, серебра или других декоративных металлов.
  Такова общая схема работ по репродуцированию скульптуры.

Другие виды применения гальванотехники в декоративном искусстве

  Применение гальванотехники в декоративном искусстве не ограничивается репродуцированием скульптуры.
  Возможности применения гальванопластики в художественной промышленности обширны и разнообразны.
  Гальванопластически могут быть изготовлены не только законченные скульптурные произведения, но и отдельные декоративные элементы, например орнаменты для дверных ручек, торшеров, люстр, фризов, мемориальных досок, письменных приборов и пр.
  Примером своеобразного применения гальванотехники может служить обработка кружев путем гальванопластического наращивания и гальваностегического покрытия с последующим вмонтированием их в изделия в качестве декоративного элемента.
  В отдельных случаях может представить интерес уменьшение изделий путем использования усадочных свойств восковой композиции. На рис. 13 показано постепенное уменьшение модели за счет усадки восковой композиции. Форма, отлитая из восковой композиции, остывая, получает равномерную усадку. При каждой усадке размер уменьшается на 2,5—3%, усадка возрастает с повышением температуры, при которой производят заливку. После усадки на форму наращивают металл, снимают его и снова отливают с него восковую форму. После усадки второй восковой формы на нее опять наращивают металл. Так ведут процесс, пока не получится репродукция требуемого уменьшенного размера. С такой же целью можно использовать для изготовления форм фарфоровую массу, тоже получающую усадку. Однако применение ее менее доступно, чем применение восковой композиции.

  Художественные гальванопластические детали можно также с успехом использовать для декорирования изделий из стекла и керамики. Металлические детали крепят к стеклу и керамике припаиванием к серебряному слою, нанесенному вжиганием.
  Наконец, гальванотехнику можно применять в реставрационных работах для укрепления каких-либо металлических музейных деталей или изделий. Для этого их с лицевой стороны временно покрывают воском, лаком или другим изолирующим составом, на оборотную сторону наращивают металл.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница