На главную


ГЛАВА II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ

Классификационные признаки художественной гальваноскульптуры

  Основным назначением художественной гальванопластики является воспроизведение (репродуцирование) скульптуры. Под репродуцированием понимают изготовление копий со скульптуры, выполняемое с полным сохранением объемных размеров и фактуры.
  Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, изваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо материале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от промежуточных копий и от окончательной копии, которую называют репродукцией. Если репродукция изготовлена в металле при помощи гальванопластики, ее называют гальванорепродукцией (в частности, когда речь идет о скульптуре, — гальваноскульптурой).
  Термин «скульптура» применяют не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к промежуточным по размерам — настольным (например, бюстам) и к мелким (например, медалям).
  С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный («объемный») характер очертаний скульптуры. По этому признаку скульптуры можно прежде всего разделить на односторонние и многосторонние.
  Односторонняя скульптура предназначена для рассматривания с мест, расположенных на центральной оси, перпендикулярной к плоскости фона (барельефы), или отчасти и с боковых сторон (горельефы).
  Многосторонняя скульптура, обычно называемая круглой (статуи), может рассматриваться с любого места и со всех сторон, но чаще имеет главную, фасадную сторону.
  Промежуточной между односторонней и многосторонней является медальерная скульптура. Она обычно сочетается из двух односторонних скульптур, одна из которых представляет лицо (аверс), вторая — оборотную сторону (реверс); реверс медали очень часто снабжается только текстом. Медальерную скульптуру можно рассматривать с мест, расположенных по обе стороны на центральной оси.
  В дальнейшем изложении нередко придется описывать приемы работы при гальваническом репродуцировании раздельно для каждой из указанных групп.
  Не менее существенное значение имеет разделение скульптур по признаку разъемности. Очертание называется разъемным, если перемещение его параллельно самому себе не встречает препятствий ни в одной точке. Так, на рис. 8 очертание «а» является разъемным в направлении, указанном стрелками, а очертание «б» не обладает разъемностыо ни в каком направлении.

  Обычно очертание можно разделить на части, каждая из которых является разъемной. На рис. 8 показано, как очертание «б» можно разлелить на три части — разъемные в разных направлениях.
  Приведенные примеры относятся к двухмерным очертаниям, так как они яснее выражаются на рисунках, в практике же речь обычно идет о трехмерной (т. е. пространственной, а не плоской) разъемности, однако по существу от этого ничего не меняется.
  Пространственные очертания, при разделении которых затруднения не возникают, называются простыми (идущими на выход). Напротив, пространственные очертания, которые имеют поднутрения, создающие «замки», и потому не могут быть разделены, называются сложными (замковыми).
  В процессе контактного копирования копируемый предмет покрывают слоем того или иного материала, а отделив затем этот материал, получают рельеф, обратный копируемому. Контактное копирование с обратного рельефа снова дает прямой рельеф.
  Все рельефы принято характеризовать по отношению к исходным моделям, а не друг к другу: прямым рельефом (позитивом) называют копию, имеющую такой же вид, как модель, а обратным рельефом (негативом) — копию, обратную модели, подобно слепку с нее.
  Очертание, обладающее разъемностью в позитиве, всегда обладает ею и в негативе. Однако если для придания разъемности пришлось разделить очертание в позитиве на некоторое число элементов по определенным границам, то не во всех случаях принятые границы и даже выбранное число элементов оказываются наиболее удобными и в негативе.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница