На главную


Техника нанесения черни

  Декоративная отделка под «старое» серебро появилась в результате изготовления изделий с чернью. Чернь представляет собой сернистое серебро, получаемое обычно сплавлением серебра, меди и свинца в присутствии серы. Чернь можно наносить только на изделия из серебра или золота, и используется она совместное гравированием. Чернь в виде кашицы с водой укладывают в бороздки, образованные гравированием, после этого изделие нагревают; чернь расплавляется и соединяется с металлом; излишек наплавленной черни удаляют, применяя опиливание и шабровку, затем изделие полируют грифелем с водой.
  Нанесение черни — исконно русский прием декоративной отделки металла. Появление оксидирования связано с практикой нанесения черни. Если мы рассмотрим рецепты черни (табл. 14) и сравним их с составом серной печени, представляющей полисульфид калия, приготовленный спеканием углекислого калия или едкого натра с серой, то увидим, что основным компонентом указанных рецептов является сера (сернистые соединения, образующиеся на серебре, имеют темную, хорошо сохраняющуюся окраску).

Растворы для оксидирования. Для отделки изделий под «старое» серебро существует значительное количество разнообразных оксидирующих составов. Можно, например, получить «старое» серебро обработкой поверхности изделия серной печенью, раствором хлорной платины или палладия, обработкой хлорным железом, сернистым аммонием и пр.
  Наиболее распространенным оксидирующим составом для изделий из серебра и посеребренных является уже упоминавшаяся серная печень (Название «серная печень» происходит от слова запекать, печь серу) (смесь полисульфидов).
Приготовление серной печени. Серная печень состоит из следующих компонентов:

  Серу расплавляют в железном сосуде и добавляют к ней измельченный сухой поташ. Расплавленную смесь перемешивают 15 — 20 мин и после остывания хранят в закрытой стеклянной банке. По мере надобности от спекшейся массы откалывают кусочек и растворяют в горячей воде (из расчета 1 г серной печени на 100 г воды).
  Для получения равномерной и плотной оксидной пленки в раствор серной печени рекомендуется добавлять несколько капель селенистой кислоты. Для получения оксидировок более темных тонов вместо углекислого калия применяют едкий натрий.
  Серную печень можно наносить тампоном, но лучше изделие погружать в раствор. Раствор нагревают до 80 — 90°. В зависимости от длительности пребывания изделия в горячем растворе окраска может быть светлее или темнее.
  При каждом оксидировании новой партии серебряных изделий приготовляют свежий раствор серной печени.
  Применяют и другие растворы серной печени, например:

  В этих растворах изделия сначала приобретают светло-серую окраску, затем темнеют и приобретают темно-голубой оттенок.
  Для оксидирования серебра можно также применять серную печень и углекислый аммоний в других соотношениях (табл. 15).

  Для усиления темной окраски изделия из серебра или покрытые гальваническим серебром перед оксидированием амальгамируются в разбавленном растворе азотнокислой закиси ртути. На поверхности изделия образуется амальгама серебра, затем изделие оксидируют в растворе сернистых соединений. При оксидировании на местах нанесенной амальгамы образуется сернистая ртуть, которая характерным черным цветом вместе с сернистым серебром придает оксидировке глубокий бархатисто-черный тон.
  Имеется ряд рецептов для оксидирования серебра, в которых серная печень заменена сернистым калием:

  Оксидирование серебра можно производить с применением хлорной воды; для этого изделие смачивают хлорной водой, после чего его сушат и засвечивают на солнце или под яркой электрической лампой. Под действием света поверхность серебра темнеет.
  Для получения на серебре характерно черных оксидных пленок применяют растворы палладиевых солей. Поверхность изделия в результате обработки покрывается слоем палладия, который, в зависимости от концентрации раствора и длительности погружения, создает более светлый или более темный тон. В качестве палладиевой соли применяют хлористый палладий или одну из его растворимых двойных солей, например двойную соль хлористого палладия и хлористого натрия. Палладиевая оксидная пленка отличается значительной стойкостью и наносится в следующем растворе:

  Состав применяют в горячем состоянии при температуре 60 — 70°. Изделие погружают на 5 — 30 сек, в зависимости от требуемого тона и активности раствора.
  Для приготовления так называемой «платиновой» черни применяют хлористую платину. К раствору хлористой платины постепенно приливают водный раствор, состоящий из равных частей виноградного сахара и едкого натра. Раствор приливают до тех пор, пока не прекратится образование осадка. Осадок платиновой черни промывают и сушат. При употреблении порошок платиновой черни растворяют в кипятке.
Различные цвета оксидных пленок, получаемых на серебре. Для получения желтой окраски изделия погружают в концентрированный раствор хлористой меди, после их промывают и сушат.
  Для получения коричневых окрасок применяют составы с медным купоросом, содержащие следующие компоненты:

  Для получения «старого» серебра применяют способ серебрения изделий в электролите с графитовыми анодами. Частицы графита переносятся к катоду — изделию — и вместе с серебром вкрапливаются в покрытие. Получается серо-голубой осадок. Поверхность изделий с таким осадком обычно протирают тонким порошком пемзы или песка.
  Применяют также электролит такого состава:

  Температура раствора 70 — 80°. Изделия завешивают на анод, катодом служит платина.
  Для получения цветного оксидного слоя изделия из серебра или покрытые серебром обрабатываются гальваническим путем в растворе хлористого железа (250 г/л).
  Изделия завешивают на катод, анодом служит платина.
  В соответствии с силой тока и длительностью пребывания изделий в ванне оксидная пленка постепенно изменяется в цвете, приобретая оттенки от лилового до красно-коричневого. Если после оксидирования изделие прогресть до 100°, то оно приобретает светло-красный тон.
  Зеленая окраска может быть получена в следующих растворах:

  Окрашивание следует производить в темном помещении. Зеленовато-серый цвет приобретает сплав серебра, содержащий 50 — 70% меди, при обработке в нижеследующем растворе:

  Эффектная декоративная отделка изделий из серебра или покрытых серебром получается путем предварительного слабого золочения и протирки рельефа изделия порошком пемзы.
  Для оксидирования серебра применяют также раствор следующего состава:

  После смешивания эту массу обливают водой и, загустевшую, растворяют в 1 л горячей воды и кипятят 25 — 30 мин. Если к этой жидкости во время кипячения прибавить 50 г сернистой сурьмы или 50 г сернистого мышьяка, то при оксидировании можно получить синевато-серую окраску.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница