На главную


Гальваническое серебрение

  Способ нанесения серебряных покрытий на художественные изделия из цветных металлов стал известен несколько позднее, чем способ нанесения золота. Серебро, аналогично золоту, применялось в соединении с ртутью — в виде амальгамы, которая механически наносилась на изделия. Затем ртуть легко удалялась нагреванием, а серебро соединялось с покрываемым металлом.
  Способ огневого покрытия серебром имел незначительное распространение, так как серебро большей частью использовалось для изготовления изделий домашнего обихода. Для декоративной же отделки деталей архитектуры, таких, как купола, крыши, шпили и т. п., использовалось только золото, так как серебро на открытом воздухе быстро покрывалось сернистой пленкой и теряло декоративные качества.
  В условиях службы на чистом воздухе, а также при высоких температурах серебро не окисляется, но в присутствии самых ничтожных количеств сернистых соединений оно чрезвычайно быстро оксидируется и вскоре становится черным.
  Значительно позднее распространился способ декоративной отделки оплавленным и накладным серебром. Изделие предварительно лудили, затем на него накладывали серебряную фольгу и осторожно прогревали его поверхность паяльником. Олово припаивало серебряную фольгу, которую затем сглаживали воронилом (Стальным полировальником). Изделия, покрытые по этому способу металлом, назывались плакированными.
  Техника декорирования накладным серебром изделий из металла была широко распространена в середине и конце XIX в. в применении к столовым прибором (ножи, вилки), табакеркам, всевозможным безделушкам, офицерским шпорам и т. п.
  Вопреки распространенному мнению, что плакированные вещи изготовлялись исключительно в Германии, плакированием изделий много занимались русские заводы.
  На первой выставке русских изделий, состоявшейся в 1829 г. в Петербурге (74), некоторые наши заводы демонстрировали свои плакированные изделия. Такие изделия были представлены «Придворным экипажным заведением, от бронзовой мастерской и С.-Петербургским и Александровским литейными заводами», выставившими самовар, вазу, рыбный судок, конскую сбрую, готовальни, замки, кастрюли, пуговицы, и другие изделия.
  Способ гальванического покрытия серебром и способ гальванического амальгамирования (применяемого перед нанесением на металл электролитического серебра) изобретены в одно и то же время. Гальваническое покрытие золотом с предварительным амальгамированием было разработано в больших производственных масштабах П. И. Евреиновым (75) в 1840 г. Электролит П. И. Евреинова применялся для гальванического цианистого амальгамирования шпиля Петропавловского собора (Гальванически нанесенное золото, покрытое амальгамой, проходило затем огневую обработку, чем достигалось понижение пористости покрытия), производившегося после гальванического золочения его облицовки.
  Гальваническое серебрение, как и амальгамирование, производилось в специальных ваннах, питание которых осуществлялось от гальванических батарей. Мелкие мастерские серебрили изделия контактным путем, а при декоративной отделке крупных изделий пользовались так называемыми «корабликами» — гальваническими ваннами без применения внешней электродвижущей силы. Использовался электролитический раствор, содержавший соли серебра или золота; другой солью был хлористый натрий; концентрированный раствор соли наливали в деревянную коробочку-кораблик. Дно коробочки представляло собой диафрагму из бычьего пузыря, посредством которого растворы отделялись один от другого. В кораблик, плавающий с раствором хлористого натрия по электролиту, погружали цинковую проволочку или пластинку, служившую анодом; анод соединяли с изделием, погруженным в электролит. Возникал электрический ток, и на изделии осаждался металл (Указанным способом многие кустарные мастерские широко пользовались до 90-х годов прошлого века, а некоторые и значительно позднее).
  Техника гальванического отложения металла с применением диафрагм была известна Б. С. Якоби (диафрагмы применялись для гальванических элементов).
Приготовление азотнокислого серебра. Для приготовления азотнокислого серебра берут 280 г металлического серебра 999,9 пробы и измельчают его. Измельченное серебро помещают в фарфоровую чашку, содержащую 500 см3 азотной кислоты (уд. вес 1,25). Чашку нагревают на песочной бане, размешивая жидкость стеклянной палочкой.
  Серебро растворяется, и при реакции выделяются бурые ядовитые газы, поэтому операцию растворения серебра следует проводить под интенсивной вытяжкой или непосредственно в вытяжном шкафу. Нагревание ведут до полного растворения металлического серебра и полного прекращения выделения бурых газов. Растворенное серебро остужают, затем, перемешивая, добавляют 3 — 4 части дистиллированной воды. Если для приготовления азотнокислого серебра применяется легированное серебро с присадкой меди, то раствор азотнокислой меди удаляют промыванием хлористого серебра, которое готовят из азотнокислого.
Приготовление хлористого серебра. Для получения из азотнокислого серебра хлористого серебра к раствору азотнокислого серебра прибавляют поваренную соль или соляную кислоту (в темном помещении). После образования творожистого осадка жидкость сливают, а осадок, представляющий хлористое серебро, несколько раз промывают водой, затем переносят в раствор цианистого калия, в котором хлористое серебро растворяется.
Амальгамирование. Амальгамирование применяется при серебрении. Серебро, гальванически осаждаясь на медь и ее сплавы, дает плотный и эластичный осадок, тем не менее принято производить амальгамирование, так как ртуть обеспечивает лучшее сцепление серебра с основным металлом (что особенно относится к латуни всех марок). Серебро хорошо соединяется только с тонким слоем амальгамы, поэтому процесс амальгамирования продолжается всего несколько секунд. Длительное амальгамирование вызывает интенсивную диффузию ртути, сообщающую металлу хрупкость.
  Амальгамирование обычно производится контактным способом — в «окунку». Для амальгамирования медных сплавов применяют растворы следующих составов:

  Наиболее простым составом для амальгамирования является 1 - процентный раствор хлорной ртути (сулемы). Амальгамирование латунных, бронзовых, железных и стальных изделий производят в растворе цианистой ртути. Изделие из железа и стали погружают предварительно на несколько секунд в ванну, содержащую незначительное количество свободного цианида. Затем изделие переносят в другую ванну для предварительного серебрения, содержащую немного серебра и значительное количество свободного цианида, и только после этого изделие серебрят.
  В практике серебрения железо, сталь, никель и сплавы на никелевой основе обычно предварительно латунируют или омедняют в цианистых электролитах и только после этого амальгамируют.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница