|
На главную
ГЛАВА XII ОТДЕЛКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ СЕРЕБРОМ
Изготовление художественных изделий из серебра имеет многовековую давность. В художественной обработке металла изделия из серебра занимали значительное место и были широко распространены в Древней Руси.
Больше всего серебряных изделий изготовлялось в XI в. Кроме того, известно, что в XVII в. в московском Китай-городе, вблизи Никольской улицы, и Ветошного ряда, существовал даже серебряный торговый ряд, где торговали ювелирными изделиями из серебра — кольцами, серьгами, перстнями, серебряными пуговицами для шуб и кафтанов и серебряной посудой.
Серебряная посуда имела применение благодаря своим бактерицидным свойствам, что было известно еще в античном мире. Геродот сообщает, что персидский царь Кир 2500 лет тому назад (70) пользовался серебряными сосудами для хранения воды во время походов. Бактерицидные свойства серебра были известны и в Древней Руси, в частности во времена Ивана Грозного.
В описании путешествия по России Томаса Смита (71) говорится об огромном количестве посуды из серебра и золота.
«Посредине палаты помещалась огромная стойка, на которой, достигая значительной высоты, была расставлена чудная, огромных размеров посуда, весьма хитро сделанная в форме всякого рода зверей, рыб и птиц, не говоря о множестве столовой посуды обыкновенного вида... Огромное количество удивительных и редких кушаний, подававшихся на серебряных, а большею частью на массивных золотых (По всей вероятности, это были серебряные вызолоченные огневым способом блюда) блюдах, которые возвышались полдюжинами одно над другим».
Русская серебряная посуда представляла собой высокохудожественные изделия. Серебро покрывалось сложнейшими орнаментами способом гравирования и заливки его чернью или же отделывалось чеканной орнаментировкой (серебро отличается мягкостью и высокой тягучестью, удобной для художественной чеканки).
Художественная серебряная посуда и ювелирные изделия того времени сохранились во многих образцах до наших дней. Исключительные декоративные свойства серебра широко использовались русскими художниками по металлу. Нанесенные художественные детали (орнаменты изображения и т. и.) и сама форма посуды или ювелирного изделия отделывались в соответствии с общим композиционным замыслом данной вещи.
Для декоративной отделки серебра применялись различные приемы. В первую очередь отделывались орнаментальные детали, усиливался или гасился блеск серебра, вводилась позолота («Мягкое и нежное сочетание чистого серебра с позолотой», указывает Б А. Рыбаков (72), характерно для искусства Владимира XII—XIII вв) или изделия целиком золотились и отделывались уже по золоту.
Такие виды посуды, как солонки, кубки, рюмки и т. п., в большинстве случаев покрывались внутри золотом и полировались до зеркального блеска. Снаружи серебряная посуда матировалась. Иногда серебряные изделия изготовлялись без всякой отделки; в подобных случаях они делались гладкими, чем подчеркивалась строгость формы. В заказе от 13 сентября 1711 г, сделанном по именному указу Петра I, требовалось изготовление гладкого, лишенного золотой отделки сервиза.
«Велено сделать три дюжины тарелок, две дюжины ножей с вилками и с ложками, две дюжины блюд, четыре солонки, четыре шандала, два подноса, горчишник и уксусник, ложку, ножик и вилки большие, две жаровни или конфоры, лохань да рукомойник. А весь этот сервиз делать гладким (разрядка наша. — Н. О.), ничего на нем не резать и не золотить».
Гладкое серебро обычно матировали или, наоборот, полировали до зеркального блеска, подчеркивая линии основных форм и отдельных деталей изделия (обычно полируют края — фаски, гальтели, ребра и т. п. части изделия). При наличии на серебряном изделии гравировки вводили чернь или же просто оксидировали изделие.
Изготовление художественных изделий из серебра и декорирование изделий из латуни и меди серебром и в дальнейшем широко практиковалось в России.
В 1845 г. в Москве была организована наиболее крупная фабрика по изготовлению серебряных изделий, при которой впоследствии открылись «классы» прикладного рисования с практическими занятиями по изучению приемов серебряного дела; там готовились кадры рабочих по художественной обработке металлов (фактически закрепощенных, так как рабочие должны были отрабатывать хозяину за свое обучение). Производство это насчитывало до 120 рабочих (73).
Позже в Москве был организован ряд других фабрик по изготовлению художественных изделий из металла. Производство серебряных и ювелирных изделий составляло широкий кустарный промысел, который получил наибольшее развитие в Костромской губернии (в Сидоровском, Красном (Село Красное и в настоящее время является одним из крупнейших ювелирных центров) и других селах этого района).
Изделия этого ювелирного куста в больших количествах экспортировались в лрибалканские страны, а также в Персию и Среднюю Азию. Стоимость изготовляемых вещей, попадавших в руки перекупщиков, была баснословно низкой. Так, например, тысяча латунных колец (весившая 3/4 фунта) стоила 1 руб., а позолоченных — 10 руб., сотня серег с бусами стоила 2 руб. 50 коп. и т. п. Всего кустари вырабатывали ежегодно до 15 млн. штук мелких изделий (73).
Изделия проходили декоративную отделку золочением, но чаще серебрились, самые дешевые из них «травились под глянец».
Изделия из серебра или покрытые серебром большей частью отделывались контрастно: золотом, чернью, а позднее полированием. Они также матировались или оксидировались в мягкие темносерые тона.
Оксидирование серебра возникло на основе черни, давшей так называемую «серную печень». Серная печень является наиболее распространенным оксидирующим составом для серебра.
|
|