На главную


Выбор подслоя для золотых покрытий

  Согласно исследованиям и экспериментальным данным инженера С. Д. Морхова (67), продолжительность службы золотых покрытий на архитектурных металлических деталях, находящихся в экстерьере, зависит не только от толщины золотых покрытий, но и от характера подслоя, на который наносятся эти покрытия.
  Золото, обладая сильным электроположительным потенциалом и склонностью к пассивированию, защищает основной металл лишь механически, а не электрохимически, поэтому золотые покрытия, которые всегда пористы, могут способствовать коррозии основного металла. Это относится не только к железу, но и к меди, ее сплавам и даже к серебру.
  С. Д. Морхов исследовал три основных вида антикоррозионной отделки золотом: 1) покрытие сусальным золотом на лаке мордане, 2) покрытие огневым способом, 3) покрытие гальваническим способом (включая дополнительную огневую обработку).
Золочение сусальным золотом. По исследованиям С. М. Морхова, при золочении сусальным золотом на лаке мордане применялось главным образом полузолотниковое золото, которое накладывалось в один слой, что соответствовало толщине покрытия в 0,22 мкм. Такая толщина покрытия сусальным золотом на лаке мордане, как указывает автор, служила до 25 лет; при большой толщине слоя срок службы золотого покрытия значительно удлинялся. Так, покрытие купола Владимирского собора в Киеве с общей толщиной в 0,55 мкм прослужило 59 лет. Для нанесения первого слоя применялось трехчетвертное золото (толщина покрытия 0,33 мкм), а для нанесения верхнего слоя — полузолотниковое золото (толщина покрытия 0,22 мкм).
  Другим примером стойкости покрытия сусальным золотом архитектурных деталей, находящихся под воздействием атмосферных условий, может служить центральная глава Архангельского собора в Московском Кремле (Исследования производились Институтом цветных металлов и золота имени М. И. Калинина в 1946 г.).
  Это покрытие толщиной в 0,74 мкм состояло из трех слоев. Как указывает С. Д. Морхов, покрытие, по косвенным данным, прослужило около 100 лет и может считаться лучшим из всех известных покрытий. По мнению С. Д. Морхова, стойкость покрытия была обусловлена большим количеством наложенных на металл листочков сусального золота; однослойное покрытие не могло бы защитить металлическую поверхность от коррозии вследствие пористости сусального золота.
  Автор указывает, что в конце службы золотое сусальное покрытие отслаивается, растрескивается и отделяется от основного металла вследствие систематического воздействия абразивных частиц, находящихся в пыли, дожде, снегу, и особенно под влиянием обледенения, на что особо указывали обследователи шпиля Петропавловского собора (68).
Огневое золочение. Согласно данным исследования С. Д. Морхова, средний срок службы золотых покрытий толщиной от 1,3 до 3,5 мкм, нанесенных огневым способом, колеблется от 20 до 80 лет. Но по этим данным нельзя получить точного представления о сроке службы покрытий, потому что многие архитектурные сооружения с деталями, имевшими подобное покрытие, уничтожены пожарами.
  Как указывает автор, пример длительной службы дает покрытие куполов Благовещенского собора в Кремле, нанесенное огневым способом. Оно прослужило уже 108 лет и находится в настоящее время в удовлетворительном состоянии. Главы Исаакиевского собора, по расчетным данным имеющие толщину покрытия в 3,5 мкм, прослужили 112 лет и находятся до сих пор в удовлетворительном состоянии.
  На основании своих исследований С. Д. Морхов пришел к выводу, что позолоченные огневым способом детали архитектуры, находящиеся под открытым небом, при средней толщине покрытий 3 мкм могут прослужить 100 — 150 лет.
Характеристика подслоев для золочения. Под воздействием городского воздуха, содержащего кислые газы и двуокись серы, которые получаются при сжигании каменного угля, медь быстро оксидируется. Но в то же время медь отличается высокой противокоррозионной стойкостью, так как первая оксидная пленка, образующаяся на чистой меди, резко замедляет процесс коррозии меди, защищая ее от дальнейшего активного воздействия реагентов.
  Благодаря этому свойству меди ее применяли как облицовочный материал для крыш, шпилей, различных архитектурных деталей и скульптур. По данным исследования, гальваническое золотое покрытие, нанесенное на электролитическую медь, получается менее пористым, чем нанесенное на медь способом горячей прокатки.
Латунный, подслой. Латунь, покрытая золотым слоем, обладает теми же свойствами, что и медь горячей прокатки. Но для деталей архитектуры, находящихся в условиях открытого воздуха (при резких температурных изменениях), латунь обычно не применяют, так как она, особенно при большом процентном содержании цинка, в морозы склонна к растрескиванию.
Бронзовый подслой. Бронзовое литье обычно отличается очень большой пористостью, поэтому золотые покрытия почти не защищают от коррозии бронзу, находящуюся под открытым воздухом. Но в условиях интерьера золотые покрытия на бронзовом литье могут служить длительное время. Это подтверждается более чем столетней службой бронзовых люстр, капителей и базисов в Большом Кремлевском дворце, Зимнем дворце, Иссакиевском соборе (толщина покрытия 2 — 3 мкм) и позволяет сделать выводы (67), что литая бронза, имеющая раковины и покрытая золотом, может успешно служить в закрытых и сухих помещениях.
Никелевый подслой. Никель, покрытый золотом, обладает значительно большей антикоррозионной стойкостью, чем позолоченная медь и латунь.
  Поэтому исследователь (67) предлагает расширить масштабы применения никеля как подслоя для золочения изделий из меди и латуни.
Оловянный подслой. Олово, покрытое золотом, по коррозионной стойкости значительно превосходит медь, латунь и даже никель. Это объясняется тем, что на олове образуется защитная пленка, проникающая через поры золотого покрытия. Рекомендуется использовать оловянный подслой для изделий, находящихся в помещении с положительной температурой, так как при низкой температуре олово склонно к разрушению и превращается в порошок (Этот процесс называется «чумлением» олова) (67).
Серебряный подслой. Обычно золочение на серебряном подслое в условиях городской атмосферы постепенно теряет свои декоративные качества и сначала покрывается розовой с различными цветами побежалости, затем фиолетовой и, наконец, черной пленкой сульфида серебра.
  Образование на золотом покрытии (нанесенном на серебряный подслой) сульфида серебра происходит в течение нескольких месяцев. В закрытых помещениях этот процесс идет значительно медленнее и зависит главным образом от наличия коррозийных агентов и соединений серы в воздухе (67).
Подслой из нержавеющей стали ЭЯ1Т. Золотое покрытие, нанесенное на обычную малоуглеродистую сталь, в связи с активной коррозией стали быстро разрушается.
  Но коррозионная стойкость нержавеющей стали выше стойкости позолоченного олова в тех случаях, когда сталь в порах золотого покрытия находится в пассивном состоянии. При нарушении этого состояния сталь начинает интенсивно корродировать и разрушает золотое покрытие. В связи с этим не рекомендуется употреблять для золочения изделий, которые будут находиться под открытым небом, нержавеющую сталь марки ЭЯ1Т.
  На основании исследований С. Д. Морхова, при золочении рекомендуется наносить подслой на никелевой основе, а также подслой из оловянистых сплавов. Беспористые покрытия из этих металлов увеличивают срок службы золотых покрытий в два-три раза.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница