|
На главную
Практические приемы тонирования скульптуры и художественных изделий из металла
Каждый специалист по декоративной отделке обычно вырабатывает свои приемы тонирования скульптур и художественных изделий. Однако существуют общепринятые способы, которых следует придерживаться в части технологии оксидирования.
Подготовка скульптуры перед химической и электрохимической отделкой является обязательной операцией, от которой в значительной мере зависит успех тонирования.
Особое значение имеет предварительная пескоструйная обработка, которая во многих случаях применяется и после нанесения оксидного или металлического слоя.
Химическое воздействие соответствующими реагентами на поверхность металла, обусловливающее получение нужных цветов и светотеней, является наиболее сложным и ответственным процессом в декоративной отделке скульптуры и художественных изделий из металла.
Техника нанесения соответствующих реагентов на поверхность металла может быть различной. От нее зависят и различные результаты отделки.
Оксидирование можно производить химически — погружением (Для малогабаритной скульптуры и художественных изделий), нанесением раствора кистью (Щелочные соединения наносят кистью из капрона) или тампоном, обливанием, пульверизацией, газовым воздействием — или электрохимическим способом. При электрохимическом тонировании скульптуры решающими факторами получения качественного оксидного слоя являются: высококачественная подготовка поверхности металла, свежесть раствора и его температура. При газовом тонировании скульптура помещается в специальную камеру или газ подается к поверхности металла через турбофен.
Во всех указанных случаях нанесение растворов или газовое воздействие должно быть равномерным. При нанесении раствора кистью, тампоном или поливкой поверхность металла должна быть предварительно смочена водой во избежание подтеков раствора. При газовом тонировании поверхность металла должна быть, наоборот, сухой, так как пленка воды изолирует металл от газовой среды.
Во всех случаях оксидирующий раствор следует наносить тонким равномерным слоем, стремясь как можно быстрее покрыть поверхность металла. На скульптуру раствор наносят сверху вниз с целью перекрытия образующихся подтеков.
При тонировании больших поверхностей лучше всего применять пульверизацию, дающую возможность наносить раствор тонким равномерным слоем. Во многих случаях при тонировании больших поверхностей можно применять распылитель (типа краскопульта).
Тонирование следует производить при температурах не ниже 18 — 20°. Для поддержания соответствующей температуры, особенно в холодное время года, применяют жаровни с коксом или древесным углем, которые ставят вокруг скульптуры, небольшие изделия подогревают непосредственно на жаровнях. Для подогрева мелких изделий применяют электроплитки или термостаты.
Для сохранения полученной оксидной поверхности, в особенности тех изделий, которые находятся на открытом воздухе, можно рекомендовать покрытие их поверхности лаками, восками, маслами или другими веществами, изолирующими металл и оксидную пленку от внешней среды.
В зависимости от состава изоляционного вещества или смеси применяют и различные способы их нанесения.
Так, воск перед нанесением обычно растворяют в скипидаре и в горячем состоянии тонким слоем наносят на теплый металл, после чего втирают его в поверхность металла вращающейся круглой волосяной щеткой. При отсутствии круглой волосяной щетки втирание воска производят шерстяной тряпкой.
Применяя масла (обычно веретенное или льняное), их наносят кистью тонким слоем. При обработке маслом больших оксидированных поверхностей применяют пульверизацию; при обработке небольших скульптур, например медальерных работ, барельефов и т. п., масло наносят тампоном.
Оксидную пленку пропитывают горячей олифой, погружая в нее изделия. Такой способ дает наиболее благоприятные результаты.
Для защиты металлических покрытий от действия внешней среды можно применять прозрачные нитролаки и особенно глиф-талевые масляные лаки, а также полимеризующиеся клеи БФ-2 (Бутварно-формальдегидный клей) или эпоксидный лак, дающие наиболее прочную и стойкую защитную пленку.
Лаки и клеи для лучшего их проникновения в поры покрытия и устранения следов тампона следует наносить, так же как и олифу, на слегка подогретую поверхность металла.
Лаки или полимеризующиеся клеи наносят в растворенном виде.
|
|