На главную


Техника нанесения патины посредством применения растворов

  Патину можно наносить химическим и электрохимическим способом. Электрохимический способ дает возможность получать патину, близкую по составу и виду к природной, но нанесение патины этим способом на большую скульптуру затруднено громоздкостью и значительным весом скульптуры, а также необходимостью установки для нее ванн больших габаритов. Кроме того, электрохимически патину трудно равномерно распределить на сложнопрофилированной скульптуре. Поэтому подобную скульптуру обычно патинируют вручную — кистью, тампоном, щеткой и т. п., а при больших поверхностях — пульверизатором.
Электрохимическое патинирование. Для примера приводим несколько растворов электрохимического патинирования:

  Катодом является патинируемая скульптура (анод медный). Катодная плотность тока 0,3 — 0,5 а/дм2. Электролиз ведут в течение 5 — 10 мин; на бронзе образуется белый осадок основной соли меди, которая при высыхании становится зеленой. После того как скульптура просохнет и патина позеленеет, скульптуру погружают в воду и вновь просушивают. Через несколько дней пребывания на воздухе патина темнеет. После этого скульптуру покрывают лаком.
  Для получения оливкового оттенка покрытия рекомендуется электролит следующего состава:

  Катодная плотность тока 0,2 — 0,4 а/дм2 температура комнатная.
  Приготовление электролита производят следующим способом.
  Молибденовокислый аммоний обрабатывают раствором цианистого калия. Сернокислые соли меди и цинка переводят в углекислые и растворяют цианистым калием (под тягой) и раствором молибденовокислого аммония в цианистом калии с таким расчетом, чтобы количество свободного цианистого калия не превышало 6 — 8 г/л электролита.
  В окончательно приготовленный электролит прибавляется 10 — 15 мл 30-процентного раствора кислого сернистокислого натрия (Во избежание выделения ядовитого цианида и экономии цианистого калия рекомендуется при приготовлении электролита двухвалентную медь восстанавливать в одновалентную сернистокислым натрием). Полученное в этом электролите покрытие хорошо держится на металле, выдерживает изгиб и растрескивается только при ударе.
  Для электрохимического патинирования бронзовых, латунных и медных изделий применяют ванну следующего состава:

  Напряжение 2 — 4 в; катодная плотность тока 0,3 — 1 а/дм2 температура комнатная. Анодами служат пластины из нержавеющей стали.
  По другому способу скульптуры обрабатывают электролитически в 4-процентном растворе бикарбоната натрия. Катод железный; анодная плотность тока 16 а/дм2.
  Применяется также электролит, состоящий из 10-процентного раствора сульфата магния, 2-процентного раствора гидрата окиси магния и 2-процентного раствора бромистого калия. Аноды железные или угольные; плотность тока 4 а/дм2, температура электролита 95°; продолжительность обработки 15 мин.
  По одному из способов патину получают электрохимическим путем на меди и медных сплавах в щелочном электролите, например в водном растворе карбоната натрия с сульфатом натрия, бисульфатом натрия, или в комбинации указанных соединений, а также в сернистом газе. Для получения электролита предварительно сернистый газ пропускают через воду, после чего в воду добавляют соответствующее количество бикарбоната натрия.
  Для составления электролита рекомендуется брать сернистый газ и 30 — 60 г/л двууглекислой соды (соды должно быть в четыре-пять раз больше концентрации сернистого газа). Напряжение 10 — 30 в, плотность тока 2 а/дм2 продолжительность процесса 1 — 2 мин аноды — медные.
  Цвет патины зависит от соотношения количества сернистого газа и бикарбоната натрия. Высокая концентрация сернистого газа дает возможность получать отложения с хорошей адгезией. Для создания прочного и равномерного по цвету слоя патины необходимо тщательное обезжиривание поверхности металла.
  Травление при отсутствии грубых окислов не обязательно, так как оксидные пленки на металле способствуют образованию патины.
Химическое патинирование. Первый слой патинирующего раствора должен быть очень тонким и ровным. Следует избегать образования капель и пузырьков, легко появляющихся при нанесении жидкости пульверизатором. В случае образования при патинировании подтеков, капель и других дефектов их необходимо удалять кистью или смывать водой.
  Для патинирования следует употреблять растворы малой концентрации, так как они дают более прочную патину, чем концентрированные растворы. Это особенно важно при нанесении патины большой толщины.
  Для ускорения патинирования раствор можно слегка подогреть, особенно в зимнее время. Сильного нагрева патинирующих растворов следует избегать, так как патина, наносимая горячим раствором, приобретает коричневый и даже черный цвет.
  Слой такого цвета допустимо наносить как подслой перед нанесением второго слоя патины. При двухслойном способе патинирования получается наиболее прочное покрытие. Подслой, просвечивающий сквозь верхний слой покрытия, придает патине более естественный цвет. Аналогичное просвечивание подслоя темного или коричневого цвета обычно наблюдается у естественной патины.
  Для получения подслоя обработку поверхности рекомендуется производить 20-процентным раствором азотнокислой меди, после чего поверхность приобретает темный цвет. Скульптуру следует сильно прогреть. Прогрев обычно производят над жаровней с древесным углем, коксом и пр.
  Исследования показали, что наиболее пригодными слоями для создания «античной патины» на бронзе, латуни и меди являются хлористый аммоний, азотнокислая медь (при работе с которой обязательно требуется подогрев), среднеуксуснокислая соль меди, уксусная кислота и аммиак.
  Хорошие результаты дает применение солей аммония, которые обладают способностью хорошо смачивать поверхность металла, в особенности при добавлении аммиака. Азотнокислый аммоний можно наносить как первый слой, на нем хорошо держатся последующие слои патины.
  Лучше всего использовать азотнокислую медь с добавлением спирта (для улучшения смачиваемости металла), раствор аммиака с азотнокислой медью или уксусной кислотой, а также хлористый и углекислый аммоний.
  Для получения патины основным компонентом является азотнокислая медь. Для получения хлоридно-карбонатной патины растворы должны содержать 50 — 250 г хлористого аммония и 100 — 250 г углекислого аммония на 1 л воды; для получения сульфатной патины применяется раствор сернокислой или азотнокислой меди с добавлением незначительного количества аммиака; для получения патины, состоящей из хлористо-уксуснокислых солей, пригоден раствор следующего состава:

  Применяются также растворы, содержащие олеиновую кислоту; они дают стойкие и красивые патины. В этом случае скульптуру предварительно покрывают слоем хлористого аммония, затем наносят на ее поверхность ледяную уксусную кислоту и раствор азотнокислой меди с олеиновой кислотой, повторяя это несколько раз.
  Для масляного патинирования применяют состав:

  По другому способу для получения прочного слоя патины бронзу рекомендуется покрывать в течение двух-трех недель смесью из 5 частей костного жира и 1 части ледяной уксусной кислоты. Образующийся слой снимается ватным тампоном, затем пульверизатором или щеткой наносится раствор уксусной кислоты или углекислого аммония.
  При двухслойном способе патинирования бронзовую скульптуру покрывают в два приема растворами № 1 и № 2.

  После того как скульптура просохнет, наносят раствор № 2.

  Раствор № 2 наносят несколько раз. Убедившись в том, что нанесенный слой просох, поверхность металла очищают щеткой и вновь покрывают раствором.
  Для получения серо-зеленой патины применяют раствор следующего состава:

(О приготовлении серной печени)
  При замене в этом рецепте уксуснокислой соли железа уксуснокислой солью меди получается черно-зеленая патина. При добавлении к раствору мышьяковистой меди (очень ядовитой) можно получить темно-серый оттенок патины.
  Для нанесения на патинированную скульптуру отдельных зеленых пятен, что бывает иногда необходимо (например, в углублениях поверхности скульптуры), применяют быстродействующий раствор:

  Этот раствор не снимает основного слоя тонировки и не оказывает на него отрицательного влияния.
  Тон зеленых пятен зависит от изменения количественных соотношений между составными частями раствора; они могут быть сине-зелеными (влияние углекислого аммония) или желто-зелеными (влияние хлористого аммония).
  Сине-зеленый цвет, подобный цвету малахита, получается в результате применения раствора следующего состава:

  Зеленый цвет патины с желтовато-коричневым оттенком дает раствор:

  Этот раствор наносится с некоторыми затруднениями, так как второй слой раствора разрушает первый слой.
  Очень хорошие результаты дают следующие растворы:

  Последний раствор готовят следующим образом: азотнокислую медь растворяют в 25 г воды, затем добавляют аммиак, пока образующийся осадок вновь не растворится, после чего вводят уксусную кислоту и хлористый аммоний.
  Раствор наносят на патинируемую поверхность несколько раз.
  Для обработки больших скульптур, а также для реставрации патины на их отдельных участках рекомендуется паста, которая после нанесения на скульптуру подвергается прогреву.

  Патинирование бронзовых скульптур способом погружения в ванну менее удобно, так как бронзовые скульптуры обычно имеют большой вес и значительные размеры. Обработку приходится производить в громоздких ваннах, при этом требуются специальные транспортные средства и подъемные приспособления.
  Только небольшую настольную скульптуру удобно патинировать погружением.
  Для нанесения этим способом патины на бронзовые, латунные или латунированные художественные изделия применяют следующий раствор:

  На первый слой наносят второй раствор, который дает окрашивание:

  Растворы применяют нагретыми до температуры 60 — 70°. Погрузив изделие в первый раствор, выдерживают его там некоторое время, затем промывают изделие водой и погружают во вторую ванну. Окрашенные изделия крацуют и затем снова погружают в раствор.
  По другому способу зеленую патину на бронзе гг латуни получают погружением изделий в следующий раствор:

  Раствор нагревают до 80—90°.
  Патина может быть получена также в том случае, если бронзовые или латунные изделия засыпать опилками, смоченными одним из следующих растворов:

  Изделия выдерживают в опилках от 3 до 5 час при температуре 25°.
  Кроме приведенных выше рецептов для патинирования применяют ряд других рецептов.
Патинирование углекислым газом. Подготовленную скульптуру помещают в камеру, которую наполняют углекислым газом. Температура камеры поддерживается в пределах 35 — 40°. При этом скульптура несколько раз в день смачивается раствором уксусной кислоты (уд. вес 1,04) в 330 г/л воды.
  Через несколько дней на поверхности скульптуры образуется слой основной уксусной меди, которая под действием углекислоты постепенно переходит в прочно держащуюся основную углекислую медь. Чем слабее раствор уксусной кислоты, тем медленнее образуется патина. Лучшие результаты получаются через 8 — 10 дней.
Патинирование в автоклаве. Оригинальным способом декоративной отделки скульптур и художественных изделий из бронзы, латуни и меди является патинирование и оксидирование их в автоклаве в присутствии веществ, выделяющих аммиак или аммиак и углекислоту (66).
  Этот способ дает возможность получать прочные патины, более стойкие в атмосферных условиях, чем патины, нанесенные обычным методом.
  Возможность применения такого способа ограничена размерами автоклавов, поэтому его можно применять только для малогабаритной настольной скульптуры, мелких деталей осветительной арматуры, медальерной скульптуры и т. п.
  Скульптура подвешивается в автоклаве с введенным в него раствором углекислого аммония (в 250 г/л воды).
  Автоклав нагревают до температуры 100° в течение 3 — 15 мин при возрастающем давлении от 3 до 20 кг/см2.
  В результате обработки скульптура покрывается красивой и прочной патиной.
  Помимо указанного выше раствора, в автоклав можно загружать сухой углекислый аммоний или другие вещества, выделяющие аммиак.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница