На главную


ГЛАВА X
ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА МЕДИ И МЕДНЫХ СПЛАВОВ

  Декоративная отделка художественных металлических изделий и скульптуры способом оксидирования является неотъемлемой частью художественной обработки металла. Декоративная отделка металлических художественных изделий, скульптуры и некоторых деталей архитектуры производится тонированием, то есть оксидированием в заданный цвет путем нанесения соответствующих реагентов на металл и образования на нем оксидных пленок, полученных химическим или электрохимическим способом. Как указывалось, применяется также комбинированная декоративная отделка металла способом нанесения на него металлических пленок с последующим их оксидированием.
  Еще в середине прошлого века был известен гальванический способ отделки металла (работы академика Б. С. Якоби), а также техника цветной декоративной отделки, получаемой химическим и электрохимическим оксидированием (63).
  В 60-х гг. прошлого столетия известный гальванотехник И. М. Федоровский описал гальваническую оксидировочную ванну, состоящую из «уксуснокислой окиси свинца, смешанной с едким кали» (63). Он указывал, что если «соединить медную пластинку с цинком батареи и платиновую проволоку с ее медью, употребляя разведенный раствор уксуснокислой окиси меди и селитры, то пластинка покрывается цветом, который касательно отлива и блеска походит на крылья разных насекомых; здесь преобладает светло-желто-золотистый цвет».
  Далее И. М. Федоровский сообщал, что в тех случаях, когда применяют «раствор свинцовой окиси и кали и при этом употребляют платиновую проволоку или пластинку, то на аноде (то есть оксидируемой поверхности. — Н. О.) тотчас же осаждается слой безводной окиси, которая постепенно утолщается и принимает последовательно несколько различных оттенков, и как скоро желаемый цвет показался, вынимают окрашенный предмет из свинцового раствора...». И далее: «Цвет, полученный электрохимическим путем, зависит не только от толщины осадка, но и от металлической поверхности...» (63).
  Оксидирование сообщает декоративность и окраску поверхности металла, способную рассеивать свет, а также предохранять металл от коррозии.
  Искусственно нанесенные декоративные пленки имитируют естественно образующиеся на меди и бронзе окислы. Они не только декорируют металл, но во многих случаях, как указывалось выше, защищают его от коррозии.
  Декоративная отделка скульптуры или художественных изделий производится химическим или электрохимическим способом. Различные цветные оксидные пленки получаются вследствие образования химических соединений металла или в результате электрохимического воздействия электролита на обрабатываемую поверхность.
  Окрашивание металла электрохимическим способом дает возможность получения богатой гаммы разнообразных тонов и полутонов.
  Пленки всех видов, образуемые на металле как в атмосферных условиях, так и искусственно, обладают различными не только декоративными, но и физико-химическими свойствами и зависят от среды, воздействующей на металл, или тех реагентов, которые применялись для нанесения оксидных пленок.
  Оксидные пденки бывают: толстые — видимые, толщиной более 5000 Å (0,5 мкм)(А (ангстрем) = 1 · 10-8 см = 1 · 10-7 мм. 1 мкм = 1 · 10-4 см — 10 000 Å.); средние (в виде «цветов побежалости») толщиной от 400 до 500 Å, невидимые толщиной меньше 400 Å.

Патинирование скульптуры

  Обычно скульптуру тонируют в зеленоватые цвета. Зеленый цвет воспринимается как наиболее мягкий и обобщающий, поэтому тонирование скульптур «под древнюю (античную) патину» (Патина — «благородная ржавчина» (verde antico nobiles). В дальнейшем оксидирование в зеленый цвет мы будем называть патинированием) наиболее распространено.
  Патина, нанесенная на скульптуру, сообщает ей монументальность; формы скульптуры подчеркиваются или, наоборот, смягчаются.
  Патина отличается от многих других видов декоративных оксидных пленок и других отделок возможностью получения на ней плавных цветовых переходов, создающих гармонию светотеней на скульптуре.
  Цвета патины разнообразны, но наиболее распространен зеленый цвет. В естественных условиях зеленая патина легче образуется на медных предметах, если, например, они находятся на большой высоте. Патина, имеющая голубые оттенки (доходящие до темно-синих), менее распространена.
  Цвета патины зависят от состава бронзы и атмосферных условий, в которых находится скульптура, а также от реагентов, которыми металл тонируется искусственно.
  Профессор А. Г. Спасский (64) указывает, что «многие исследователи патин на изделиях древности приходят к выводу, что они были нанесены искусственно» (разрядка наша. — Н. О.).
  В беседе с Анатолем Франсом знаменитый скульптор Родэн сказал: «Вы ведь знаете, что я держу своих голубей только для того, чтобы моя бронза покрылась патиной» (С. Кемери. Мои прогулки с Анатолем Франсом, 1928, стр. 194).
  Мы полагаем, что Родэн, прекрасно зная античное искусство, пользовался этим способом патинирования именно по античным источникам.
  Кроме благородных патин, существуют и вредные патины, разрушающие металл. Одна из них имеет, например, ярко-зеленый цвет; это так называемая дикая патина, состоящая из хлористых соединений меди. Эти соединения образуются на металле в условиях влажной среды и могут вызвать весьма активную коррозию, в результате чего металл превращается в рыхлую рассыпающуюся массу.
  Вредная корродирующая патина другого вида, так называемая голубая патина Коха, представляет двойную соль углекислого натрия и углекислой меди.
  Качество искусственных патин зависит от состава бронз. Красивые и стойкие патины обычно образуются на бронзах, содержащих большое количество меди и незначительное количество олова; они по составу близки к античным, в частности к знаменитым коринфским бронзам, в которых количество меди превышало 90%. Это наблюдение подтверждается тем, что латунь действительно тонируется с большим трудом и на латуни, в случае низкого содержания в ней меди, хорошая патина не получается.
  Наличие в бронзах небольшого количества свинца (до 30%) (Памятники, поставленные Минину и Пожарскому и Петру I (Фальконе), были отлиты из колокольной бронзы с «малой примесью цинка и свинца») благоприятно влияет на образование патины, в то время как мышьяковистые соединения в бронзе ухудшают патинирование.
  Хорошей статуарной бронзой для образования патины является бронза следующего состава (в %):

  Получение красивой патины зависит также от техники литья. Наиболее красивая патина получается на бронзовых скульптурах, отлитых по восковой модели, что подтверждается наличием красивых патин на античных бронзах и бронзах Древней Руси.
  На бронзах, отлитых в земляных формах, получить патину приятных оттенков значительно труднее.
  Считают, что хорошо отполированная поверхность бронз лучше воспринимает патину и в условиях атмосферного воздуха она менее подвержена образованию пятен, почернению или иным дефектам.
  Бронзы, употреблявшиеся в Древней Руси, были подобны византийским и корсунским: они содержали 8 - 10% олова. Позднее бронзовые отливки в Древней Руси производились из так называемой «спруды» (сплава меди, олова и цинка). Этот сплав был распространен в XII—XIV вв. Впоследствии (в XV—XVII вв.) на Руси применялись отливки из красной меди, а с XVIII в. начали окончательно внедряться сплавы латуни (медь с цинком) (65).
  С середины и до конца XIX в. в России преобладали отливки статуарной бронзы с цинковой лигатурой (не более 5%); такая бронза называлась «сукрасной». Из нее было отлито большинство шедевров русской скульптуры, памятники: Пушкину (в Ленинграде, Одессе, Екатеринославе и Астафьеве под Московой); Глинке (в Ленинграде (Памятник Глинке в связи с сильным позеленением был перепатинирован в 1935 и в 1944 гг) и Смоленске); Серову (в Ленинграде); Некрасову (в Ленинграде и Ярославле); Тургеневу (в Ленинграде); Крузенштерну (в Ленинграде); Боткину (в Ленинграде); Петру Великому (в Ленинграде против здания Адмиралтейства); Гоголю (в Москве, Сталинграде и селе Сорочинцах); Лермонтову (в Пятигорске и Пензе); Айвазовскому (в Феодосии); Багратиону (в Польше); Ермаку (в Новочеркасске) и многие другие, всего до 70 монументальных скульптур.
  Бронзы с повышенным содержанием цинка (до 40%), применение которых было распространено в Западной Европе, являлись совершенно непригодными для статуарного литья ни с точки зрения возможности патинирования, ни в смысле стойкости в условиях резких температурных изменений, вызывающих в металле трещины и деформации. В настоящее время по ГОСТ 4016—48 выпускаются бронзы для художественного литья трех марок: БХ-1 (цинка 5—8%, олова 4—7%), БХ-2 (цинка 8—13%, олова 1—5%) и БХ-3 (цинка 25—35%, олова 0,5—3%). Остальные компоненты — медь и свинец.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница