|
На главную
ГЛАВА VIII МОНТИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
Монтировка скульптуры
Изготовление гальванопластической скульптуры завершается монтировкой, охватывающей слесарно-сборочные работы разнообразных видов, начиная от изготовления каркасов для сложной объемной скульптуры, кончая пайкой и зачисткой швов после соединения их деталей.
В художественной обработке металлов монтировочные работы должны отличаться особой тщательностью. Для правильного их выполнения требуются не только слесарные навыки, но и понимание специфики скульптуры или художественного изделия, зачастую диктующей требование индивидуального подхода к их монтированию.
Монтировка должна производиться не только надежно, но и так, чтобы не было заметно ее следов. При монтировке не должна нарушаться фактура изделия и тем более не должна происходить его деформация.
Монтирование начинается с удаления облоя, то есть излишка металла, образующегося в процессе наращивания по периметру на закраинах формы.
В барельефах или медальерных скульптурах срезание облоя не представляет труда; оно производится по разметке.
При удалении облоя со сложнопрофилированных деталей, предназначенных для круглой скульптуры, когда необходимо сохранять точные размеры закраин деталей и оставлять припуск на последующую пригонку швов без зазоров, требуется тщательный обмер деталей и аккуратная обрезка.
С барельефной и медальерной скульптуры при незначительной толщине металла (1,5 — 2 мм) облой можно срезать круговыми ручными ножницами или обрубить зубилом, а при большей толщине металла — лобзиком или ножовкой, что, естественно, менее производительно и ввиду высокой вязкости меди трудоемко.
Со сложнопрофилированных деталей круглой скульптуры облой удаляют на специальном фрезерном станке, снабженном узкой мелкозубой дисковой фрезой, диаметр которой должен быть 60 — 70 мм и шириной 0,5 — 0,8 мм при ручной подаче и скорости вращения в 250 — 300 об/мин (такая скорость вращения необходима ввиду вязкости меди).
Фрезу на оправке располагают в нижней части станины так, что она сквозь узкую щель выступает над столом на 1 — 1,5 см в зависимости от расположения облоя на сложнопрофилированной детали.
Стол станка должен быть подъемным, что дает возможность регулировать вертикальную подачу рабочей части фрезы над столом. Таким образом, конструктивно станок прост и напоминает дисковую пилу.
После удаления облоя детали скульптур подгоняют припиливанием встык и спаивают.
Для паяния применяется преимущественно оловянно-свинцовый припой (третник), так как твердые припои — медные, латунные и т. и. — требуют высоких температур и предварительно значительного прогрева металла (до 800 — 900°), что вызывало бы его деформацию и затрудняло бы монтировку. Паяние можно заменять специальной электросваркой с местным нагревом.
Для точного монтирования объемной скульптуры необходимо использовать кусковые формы, в которые укладывают готовые детали и производят с изнанки паяние или электросварку.
Ввиду того что уложенные детали фиксируют гипсовой формой, точно сохраняется форма скульптуры в процессе монтировки.
Имеет значение определенная последовательность монтировочных работ. При изготовлении круглой скульптуры монтировку начинают с нижней ее части, т. е. с плинта, затем переходят к ногам скульптуры и к ее верхним деталям.
Сложную объемную скульптуру монтируют на специальных клепаных или сварных каркасах из полосовой, угловой, круглой, а иногда и швеллерной стали мелких профилей в зависимости от размеров и сложности деталей скульптуры. Каркас строится на раме плинта так, чтобы придать ему очертания, соответствующие форме скульптуры и обеспечить надлежащую его жесткость.
К каркасу приклепывают отдельные скобы из латуни или меди, изогнутые по внутренним формам скульптуры, к которым и припаивают при монтировке отдельные детали скульптуры. Подобное крепление каркаса видно на рис. 51.
Плинт скульптуры облицовывают листовой медью или латунью соответствующей толщины (обычно 1,5 — 2 мм). Каркас плинта представляет две рамы из углового железа, расположенные одна над другой и соединенные приваренными распорками.
Верхнее основание каркаса снабжают плоскими перемычками из котельного железа, например для ступней ног; от перемычек обычно и начинают строить каркас, прикрепляя его болтами или приваривая.
Продуманная конструкция каркаса дает необходимые ориентиры для монтирования и облегчает процесс.
|
|