На главную


Точное литье скульптур из пластических масс

  Описываемый ниже метод разработан лабораторией Московского института прикладного и декоративного искусства.
  Для репродуцирования скульптур из литейных пластических масс предварительно изготовляют модели таким же способом, как для литья по восковой модели. В кусковые гипсовые, увлаженные, а затем смазанные подсолнечным маслом формы заливают восковую композицию, например следующего состава (в г):

  На полученные восковые модели наносят натиранием графитовый проводящий слой или химическим путем слой серебра. На покрытых проводящих слоем моделях устанавливают проводники и под током погружают в электролит.
  После получения слоя металла требуемой толщины воск из полученных гальванических форм выплавляют, для чего подогревают их над паром. Затем промывают формы бензином, уайт-спиртом или другими растворителями, обезжиривают горячей едкой щелочью и промывают горячей водой, после чего протравливают азотной кислотой и окончательно промывают. Изготовленные таким способом формы отличаются высокой точностью, легкостью и прочностью.
  При получении гальванических форм непосредственно с подлинных — обычно пластилиновых — моделей, легко выплавляемых из форм, формы отличаются еще более высокой точностью.
  В полученные гальванические формы заливают смолу, например резитовую, неолейкоритовую или иную, например эпоксидную, обладающую высокими литейными свойствами. Конденсацию ведут в масляных ваннах или термостате при температуре 60 — 70° в течение 40 — 50 час. После затвердевания смолы формы удаляют с готовой скульптуры.
  При изготовлении указанного типа форм — бесшовных — удаление форм с пластмассовой скульптуры осуществляется растворением в том же сернокислом медном электролите, в котором производится наращивание форм, для чего их завешивают на анод. При этом можно производить одновременно наращивание новых форм на восковые модели, висящие на катоде.
  При больших сериях отливаемой скульптуры смолу заливают в медные разборные формы, служащие постоянно и изготовляемые следующим способом. В кусковой форме из гипса между кусками прокладывают кинопленку с таким расчетом, чтобы она выступала над их поверхностью. В подготовленную таким образом форму заливают воск для получения модели. По затвердевании воска гипсовую форму разбирают, а восковая модель оказывается разделенной на соответствующие куски кинопленкой. Далее на восковую модель наносят проводящий слой, погружают в ванну и наращивают слой металла толщиной в 5 — 10 мм. Благодаря наличию проложенной кинопленки откладывающийся при наращивании металл на модели разделен на куски, соответствующие кускам гипсовой формы. Получается разборная металлическая форма, что дает возможность отливать в ней скульптуру из пластических масс в большом количестве. Кожух для разборной формы изготовляют из гипса или отливают из алюминиевого сплава.
  Для получения пустотелых пластмассовых скульптур в медных формах устанавливают стержни из гипса, разведенного на воде с крахмалом. Просушенные стержни предварительно заформовывают на медных проволоках в восковые модели. Для этого их подвешивают на проволоках внутри гипсовых или металлических разборных форм, после чего последние заливают воском: стержни оказываются внутри скульптур. После изготовления металлической формы, т. е. наращивания на восковую модель, гипсовый стержень остается подвешенным на проволоках внутри медной формы. После затвердевания смолы стержни вымывают струей воды.
  Стержни изготовляют также из пенопласта — губчатой пластической массы, отличающейся большей легкостью, которая остается внутри скульптуры, упрочняя ее.

Изготовление матриц с церофановых моделей

  Для изготовления рассматриваемых на просвет художественных изображений на керамике или на органическом стекле применяется метод церофании (Метод разработан художником Н. И. Селезневым), заключающийся в изготовлении прозрачных восковых изображений, отличающихся особо низким рельефом; при этом художник лепит, рассматривая изображение на просвет. Для лепки церопластических моделей применяют специальную твердую просвечивающую восковую композицию, например следующего состава (в %):

  Восковую композицию разогревают и наливают равномерным слоем толщиной 2 — 3 мм на стекло. Для облегчения скульптор предварительно прокалыванием с кальки переносит на воск контур требуемого рисунка. В зависимости от толщины слоя восковая композиция пропускает различное количество света, что и выявляет тональные переходы изображения.
  Церофания дает возможность получить обычным приемом гальванопластики медную негативную матрицу.
  Полученную матрицу можно использовать различными приемами: в ней можно отформовать органическое стекло, с нее можно получить гипсовую форму для керамики и, наконец, она может служить непосредственно художественным изделием после нанесения на нее прозрачной эмали.
  При использовании матрицы для изготовления репродукции из органического стекла матрицу наращивают до толщины 2 — 3 мм в наиболее толстых местах, затем с нее отформовывают под прессом из листового молочного органического стекла позитивное изображение, которое на просвет будет давать такой же художественный эффект, как и оригинал, изготовленный методом церопластики на воске: более тонкие места пластической массы будут пропускать больше света, а более толстые — меньше, чем и выявится изображение. Такой же живописный эффект получается и на отштампованном фарфоре.
  При использовании матрицы для изготовления изображений на керамике с нее, как с модели, снимают гипсовую форму, служащую для шликерного литья или формования. Отлитую или отформованную керамическую массу после сушки и обжига по всей плоскости рельефа заливают потечной глазурью и обжигают. Залитая, обожженная потечная глазурь также тонально воспроизводит церопластическое изображение за счет различной толщины глазури на поверхности рельефа. Матрицу можно использовать и непосредственно как модель для покрытия прозрачной цветной эмалью, дающей аналогичный живописный эффект, как и на керамике. Перед нанесением эмали матрица должна быть предварительно прокалена при 750 — 800° для удаления поглощенного металлом при наращивании водорода, наличие которого может вызвать вспучивание и пузырение эмали.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница