На главную


ПЕРВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

  Близкий к царскому двору герцог Лейхтенбергский увидел большие возможности применения гальванопластики и уже в 1844 г. организовал в Петербурге за Нарвской заставой, в здании, где позже помещалась таможня, «гальванопластическое заведение», в котором насчитывалось до 2500 рабочих. Он писал об этом:

  «Я устроил в С.-Петербурге заведение, в котором изготовляются всякого рода предметы гальванопластическим способом... Цель этого заведения — дать гальванопластике на самой родине ее, в России, возможность применения в больших размерах со всеми теми успехами, которые она сделала со дня своего рождения, и довести ее до самой высшей степени совершенства в артистическом и промышленном отношении».

  В «заведении» герцога Лейхтенбергского, несомненно, были очень опытные и талантливые техники и рабочие, сумевшие превосходно изготовить гальванопластические скульптуры и, несмотря на низкую техническую оснащенность предприятия, создать шедевры гальванопластической техники, образцы которой сохранились до нашего времени.
  В делах строительства Исаакиевского собора имеются документы, подтверждающие выполнение скульптуры на указанном заводе. Достаточно просмотреть только ряд счетов «гальванопластического заведения», чтобы стала ясной грандиозность работ, проделанных для украшения Исаакиевского собора русскими мастерами — создателями первых в мире гальванопластических скульптур. Приведем для примера один счет:

«Дело Комиссии строительства Исаакиевского собора», 1846, № 19, стр. 39. Цит. по кн.: В. Серафимов и М. Фомин, Описание Исаакиевского собора, Спб, 1865.

  «Гальванопластическому заведению за отливку из меди гальванопластическим способом украшений в своды собора:
  38 кругловыпуклых фигур; из них 12 апостолов и 20 пророков. Вышина их около 6 аршин, по 7300 руб.
  14 консолей, шириной в 3 и вышиной в 1½ аршина.
  14 барельефов, изображающих различные атрибуты с лучами вышиной 2½ и шириной 2 аршина.
  4 барельефа круглых 3 аршина в диаметре, изображающих 2 фигуры ангелов и головку херувима.
  8 херувимских ангелов, держащих доски с надписями, вышиной 2 аршина, шириной 2 аршина 14 вершков.
  8 медальонов ангелов с их атрибутами в диаметре 2 аршина.
  8 барельефов в кругах, в диаметре 3 аршина, изображающих группу детей с крыльями и досками.
  32 головки херувимов с крыльями шириной 2 аршина.
  32 розеты в диаметре 13 вершков и 40 розет в диаметре 10 вершков.
  17 розет в диаметре 1 арш. 12 верш.
  34 гирлянды из плодов толщ. 5 верш.
  8 порезок щириной в 4 вершка.
  16 консолей под фигуры пророков вышин. 2½, ширин. 3 аршина.
  63 гирлянды из плодов толщиною от 4 до 10 вершков.
  8 рам с порезками ширин, в 1½ аршина.
  24 гирлянды на рамы в диаметре 5 аршин.
  96 аршин украшений из плодов и листьев ширин. 10 вершков.
  8 рам с листьями около медальонов ангелов в диаметре 3 аршина 5 верш., ширин. 8 вершков.
  4 украшения в средине свода, длиной 4½ арш., ширин. 1½ аршина.
  За все вышеозначенные украшения заплачено 408 460 рублей.
  За модели для всех означенных выше фигур и украшений для сводов заплачено г. Витали 80 943 рубля».


  После смерти герцога Лейхтенбергского (1852) заводом управляли генералы Фуллон и затем Рашет, а позднее завод перешел к Обществу железных дорог, которое далее продавало уже отдельные цехи. Гальванопластический цех приобрели французы Генке, Плеске и Моран. В 1857 г. они производили золочение шпиля колокольни Петропавловского собора, но вскоре в Париже был открыт новый завод, целиком перенесший опыт русской технологии гальванопластики.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница