|
На главную
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ ДЛЯ МЕМОРИАЛЬНЫХ ДОСОК
При выполнении художественных гальванопластических работ возникают самые разнообразные вопросы, связанные с приемами формирования и изготовления форм. Эти вопросы решаются по-разному в зависимости от характера художественного изделия.
Для успеха репродуцирования в металле формование скульптуры должно вестись с учетом специфических требований гальвано-пластической техники (без глубоких впадин в сложных профилях, без поднутрений и т. п.)
Правильно выбранная технология упрощает процесс изготовления форм и одновременно повышает качество гальванопластической репродукции. В качестве примера приведем технологию изготовления форм для мемориальных настенных досок (Технология разработана заводом «Монументскульптура»). На таких досках обычно имеется текст, рама и часто барельефное изображение.
Мемориальную доску изготовляют следующим образом. На ровный деревянный планшет натягивают чертежную бумагу, размер которой несколько больше размера изготовляемой доски (бумагу увлажняют водой, затем оклеивают по краям; высыхая, бумага сильно натягивается).
На бумаге размечают место расположения текста, рамы, барельефа и других деталей композиции доски.
Все детали, входящие в состав композиции доски, изготовляются отдельно в соответствии с ее размерами.
Барельеф и раму выполняют гальванопластически и обрезают по контуру, или отливают из бронзы и прочеканивают, или, наконец, изготовляют из листовой меди при помощи чеканки. Буквы для текста выпиливают из пластмассы, не деформирующейся при 60 — 70° (температура заливки воском). По разметке на ватманской бумаге буквы наклеивают на нее нитролаком. Барельеф предварительно заливают с обратной стороны воском для создания правильной плоскости и тоже приклеивают нитролаком. Так же устанавливают и раму доски. В случае наличия воздуха под барельефом или другими деталями доски он, выходя наружу, вызывает раковистость на поверхности восковой формы.
Затем лист чертёжной бумаги с наклеенными деталями протирают при помощи кисти подсолнечным или касторовым маслом, чтобы избежать прилипания воска.
Вокруг подготовленной таким образом модели доски устанавливают обичайку в виде обычной деревянной рамы, высота стенок которой должна настолько превышать высоту рельефа модели, чтобы получилась достаточно массивная, толстая и прочная форма, не подвергающаяся деформации.
Стык между обичайкой и доской тщательно промазывают глиной во избежание протекания воска.
После этого приготовленную модель заливают восковой монтановой композицией, остуженной до образования на ее поверхности корки.
Остуживание воска необходимо для устранения прилипания его к бумаге и дереву, а также чтобы он не мог расплавить воск, ранее введенный под барельеф.
После затвердевания воска обичайку разбирают, восковую форму снимают, переворачивают лицевой стороной вверх и осторожно извлекают из нее заформованные детали. Для удаления из восковой формы деталей, в особенности пластмассовых букв, лучше всего пользоваться тонким шилом или ножом с узким острием. Затем форму осматривают, устраняют обнаруженные дефекты, подрезают края формы.
Подготовленную форму укладывают на лист пластмассы толщиной 10 — 15 мм, в котором имеются отверстия для крепления формы. После зарядки и нанесения на форму электропроводящего слоя ее загружают в ванну.
|
|