На главную


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ ДЛЯ БАРЕЛЬЕФНОЙ И МЕДАЛЬЕРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

  Восковые формы, обеспечивающие высокую точность репродуцирования, применяются главным образом для медальерной и барельефной скульптур.
  Сравнительная дешевизна восковых композиций и хорошая связь с наносимым электропроводящим слоем, простота изготовления восковых форм, повышенная точность репродукций с них делают такие формы наиболее распространенными в технике гальванопластики. Недостатком является усадка восковых композиций, а также невозможность использования восковых форм для многократного репродуцирования.
  Для получения восковых форм восковую композицию расплавляют и заливают ею репродуцируемую металлическую или сырую гипсовую модель.
  При заливке барельефов, медалей и другой подобной скульптуры используются металлические обичайки (Металлическая форма.) в виде колец, прямоугольников и т. п. с высотой стенок, соответствующей высоте рельефа заливаемой скульптуры. Так, для репродуцирования медальерной скульптуры, обычно круглой и обладающей низким рельефом, требуются круглые обичайки с высотой стенок в 10 — 15 мм. Для получения достаточно прочной и не деформирующейся при окончательном остывании формы высота стенок обичайки должна быть тем выше высоты рельефа, чем больше площадь барельефа.
  На рис. 18 показан момент заливки воска с применением обичайки.

  Перед снятием форм с металлической барельефной скульптуры модели должны быть предварительно хорошо протерты для удаления пыли и подогреты до 50 — 60°, после этого их кладут в обичайку и заливают расплавленным воском. Восковые формы следует отливать на гладкой мраморной или металлической плите. Она должна быть теплой и смазана касторовым или другим растительным маслом, чтобы застывшая восковая форма легко отделялась от плиты. Обичайки делаются с внутренним скосом в 1,5 — 2°, что облегчает извлечение из них затвердевших восковых форм.
  Периметр обичайки должен быть несколько больше периметра модели, чтобы готовые формы имели достаточно прочные и широкие борта. Так, при диаметре в 50 — 100 мм ширина стенок форм должна быть на 1 — 2 см больше диаметра фона барельефа. Это необходимо для укладки проводников на стенки форм и удобства расположения отверстий для груза и контактирующей подвески, о которой будет говориться в гл. VI, а также для того, чтобы при обрезке облоя по периметру наращенной скульптуры можно было бы без затруднений пользоваться ножницами.
  Модель с бортами достаточной ширины показана на рис. 19. Делать борта у форм значительно больших размеров, чем необходимо для зарядки формы и обрезки облоя у готовой репродукции, не следует, так как при излишней площади бортов повышаются отходы металла. Расплавленный воск надо заливать в обичайку равномерной струей, без брызг; воск следует лить на формовочную плиту между обичайкой и моделью, постепенно наполняя обичайку воском.

  Равномерная и достаточно медленная заливка воска, притом не на модель, а сбоку, дает возможность получать формы без раковистости, которая в случае быстрой и неравномерной заливки образуется от включений воздуха.
  Формы надо снимать с формовочного стола после полного затвердевания, когда температура воска понижается примерно до 50°.
  Заформованные тяжелые модели надо извлекать из восковых форм над столом, чтобы избежать повреждения их в случае выпадения из форм.
  Для удаления моделей легко разжимают края формы и встряхивают ее.
  До полного отвердевания воска в стенках форм прокалывают одно против другого отверстия для груза и контактирующей подвески.
  Восковыми композициями удобно также пользоваться с целью получения оттисков с плоских филигранных изделий, офортов и граверных моделей. Для этого на подогретое стекло наливают слой восковой композиции; когда она остынет настолько, что потеряет текучесть, оставаясь в желатинизированиом состоянии, отделяют гибкую восковую массу и накладывают блестящей стороной (которая была обращена к стеклу) на копируемую модель, после чего слегка зажимают в прессе типа копировального.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница