На главную


ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУСКОВЫХ И МОНОЛИТНЫХ ФОРМ

  От обычных способов формовки отличается формовка при изготовлении бюстов и вообще круглой скульптуры с большими открытыми отверстиями со стороны плинта.
  Для получения монолитных форм (употребляемых только в гальванопластике при изготовлении бюстов или отдельных блоков монументальной скульптуры) гипсом заливают глиняные копии моделей.
  С модели предварительно снимают кусковую форму, которую затем набивают глиной для получения точного оттиска скульптуры (рис. 15).

  Для набивки кусковых форм употребляют наиболее пластичную жирную и хорошо промешанную глину; чтобы уменьшить усадку, глину замешивают на хлористом кальции, жадно поглощающем влагу из воздуха, на глицерине и др.
  Отдельные небольшие кусочки глины укладывают в негативную форму слоем толщиной в 5 — 10 мм, тщательно вдавливая каждый кусочек. Отдельные кусочки глины должны перекрывать друг друга.
  Первый слой глины набивают особенно тщательно для получения точного оттиска скульптуры. Набивка первого слоя производится по мере установки вкладываемых кусков формы в кожух. В кожухе устанавливают куски формы с таким расчетом, чтобы удобно было производить дальнейшую набивку формы глиной.
  Последующие слои глины набивают также небольшими кусочками для лучшего соединения укладываемых слоев глины, уплотнения первого слоя и устранения недожимов, если они где-нибудь были допущены в первом слое. Так набивают каждый кожух кусковой формы, после чего раковины соединяют между собой. Затем в форму укладывают более толстые слои глины, но также относительно небольшими и плотными кусками.
  Набитую глиной кусковую форму плотно стягивают и теми же приемами окончательно заполняют глиной с открытой стороны, т. е. со стороны плинта, затем глину в форме утрамбовывают.
  При изготовлении больших, бюстов (в полтора-два раза больше натуральной величины) перед окончательной набивкой формы глиной в нее вставляют деревянный каркас для поддержания головы и плеч глиняной скульптуры. Каркас может представлять собой один деревянный брусок, устанавливаемый перпендикулярно к плинту скульптуры, или при крупных и сложных скульптурах — крестовину из брусков.
  Набитую глиной кусковую форму оставляют на 30 — 40 часов для усадки глины. Подсохнув за счет гигроскопичности гипсовой формы, глина несколько отходит от ее стенок. Затем кусковую форму разбирают и глиняную копию модели прорабатывает скульптор. Он снимает швы и устраняет дефекты, образовавшиеся при набивке глиной.
  При заформовании глиняной модели на ней устанавливают проводники, располагая их на выступающих деталях скульптуры, но в непросматривающихся местах, например за ушами, под подбородком и т. п.
  Следует применять эластичный электропровод с плотной и надежной хлорвиниловой изоляцией. Пример расположения проводников представлен на рис. 16.

  Число проводников должно быть не менее двух-трех для каждого контактируемого участка; проводники должны иметь сечение соответствующее силе проходящего тока. Несколько проводников для каждого участка необходимо иметь в запасе на случай утраты некоторых проводников в процессе изготовления монолитной формы или в процессе обработки ее воском и т .п.
  Перед установкой проводников на глиняной модели их следует зачищать, снимая изоляцию на длине в 5 — 6 см, чтобы зачищенные концы проводников глубоко сидели в глиняной модели и не могли быть вырваны в процессе формования. У оголенного конца проводники с изоляцией завязывают узлом, чтобы они, будучи заформованы, крепко держались в стенках гипсовой формы.
  Подготовленную таким образом к формовке копию модели покрывают оплескивапием тонким слоем жидко разведенного гипса. Чтобы предотвратить образование в форме воздушных пузырей, гипс наносят со стороны поднутрений и тех деталей модели, где пузыри могут образоваться. Затем наносят слой гипса толщиной в 2—3 см и укладывают на него в роли арматуры редкую мешковину полосами, размером примерно в 5 X 20 см. После этого заканчивают формовку так, чтобы стенки формы не были слишком толстыми. В зависимости от размеров и сложности скульптуры они: должны иметь толщину примерно от 5 до 10 см, т. е. должны быть тоньше, чем у кусковой формы.
  Металлический каркас не следует укладывать в форму, так как металл, расширяясь при пропитке формы горячим составом, может вызвать образование трещин в стенках формы. Кроме того, наличие металлического каркаса чрезвычайно осложняет разборку формы после гальванопластического наращивания на нее металла.
  Готовую форму (рис. 17) с глиняной копией модели оставляют после формовки на одни-двое суток для просыхания гипса и для того, чтобы заформованная внутри глина, получив усадку, вследствие потери влаги, впитывающейся в гипс, несколько отошла от стенок формы.

  Далее приступают к удалению из формы глиняной модели и деревянного каркаса. Глину выбирают из формы постепенно и осторожно, небольшими порциями, пользуясь стальным крючком, а также деревянным ножом, которым подрезают глину в направлении от центра формы к стенкам, так, чтобы не повредить полости формы. Остатки глины, застрявшие в глубоко профилированных местах, выбирают кусочком глины.
  Затем в форме просверливают отверстие диаметром примерно 15 — 20 мм. Оно должно быть тем больше, чем больше внутренний объем формы.
  Это отверстие служит для стока воды при промывке формы от остатков глины, застрявшей в узких поднутрениях. Кроме того, оно служит для стока расплавленной композиции в процессе пропитки гипсовой формы, для постепенного и равномерного наполнения формы электролитом при погружении в ванну (чтобы не был смыт электропроводящий слой), для стока электролита при извлечении формы из ванны, для циркуляции электролита при прокачивании его в процессе электролиза. Наконец, отверстие в форме используется также для введения освещения при нанесении электропроводящего слоя путем графитирования, при осмотре формы и пр.
  В бюстах отверстие высверливают в затылочной части, для чего выбирают место, более удобное для последующей заделки на металлической копии.
  В готовой репродукции отверстие запаивают, зачеканивают («зафактуривают») и тонируют под общий тон скульптуры.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница