На главную


ГЛАВА III
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМАМ

  Материалы, идущие на изготовление форм для гальванопластического репродуцирования скульптуры, должны удовлетворять следующим основным требованиям:
  1) не прилипать и легко отделяться от заформованных предметов, давая точные их отпечатки;
  2) иметь минимальную усадку при схватывании и затвердевании; не деформироваться при остывании или сушке;
  3) не обладать гигроскопичностью, быть безвредными для электролита, не загрязнять его и не разрушаться от длительного пребывания в электролите;
  4) легко связываться с наносимым электропроводящим слоем.
  Ввиду того что гипсовые формы гигроскопичны, их приходится для удовлетворения третьего требования подвергать пропитке.

Гипсовые формы

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЧЕРНОВЫХ ФОРМ

  Изготовление объемных форм из гипса для целей гальванопластики при воспроизведении художественной скульптуры не отличается особыми приемами от обычного формования: специфичным является только изготовление описываемых ниже монолитных форм.
  Как уже отмечено выше, черновые формы обычно состоят из двух, иногда трех кусков-раковин. Ниже, на рис. 10, показана основная часть обычной черновой формы.

  Черновая форма, состоящая из двух раковин, наиболее проста для гальванопластики; при такой форме удобно как наносить электропроводящий слой на внутреннюю поверхность (полость) формы, так и проводить процесс электролиза.
  Металл наращивается в каждую раковину отдельно. Для монтирования скульптуры соединительные швы раковины спаивают.
  Для получения репродукции, не требующей подгонки и спаивания двух разрозненных ее частей, прибегают к следующему приему.
  Предварительно подготовленные раковины формы, пропитанные и уже имеющие проводящий слой, точно соединяют одну с другой, стягивают проводом, имеющим изоляцию. Затем изнутри в месте соединения раковин заделывают шов пластилином, не содержащим наполнителя и пигмента.
  Внутренность формы освещают при этом низковольтной лампочкой (4 — 6 в). Наиболее пригоден для заделки швов желтый озокерит: он обладает высокой пластичностью и вязкостью. Чтобы не нарушить фактуру скульптуры, швы обычно заделывает сам скульптор или квалифицированный специалист по репродукции.
  Такой же прием можно применять и при работе с кусковыми формами, но там он менее удобен вследствие громоздкости кусковых форм, наличия кожуха и большого количества швов, образуемых отдельными кусками формы, тем более что швы все же остаются заметными на металлической репродукции.
  Применение обычных черновых форм с наращиванием металла в каждую раковину в отдельности наиболее просто и технически удобно, но требует очень тщательной подгонки раковины, а главное, заделки чеканкой швов на репродукции.
  На рис. 14 показана скульптура, изготовленная в черновой форме. В ее затылочной части виден облой, который удаляют, после чего в это место впаивают затылочную деталь, изготовленную во второй раковине черновой формы. В данной скульптуре боковины и спина отсутствуют, так как они плоские; их изготовляют из листовой меди и при монтаже впаивают.

  Использование соединенных заранее раковин черновой формы с проработкой шва не требует монтировочных работ для соединения частей готовой металлической репродукции, но такой способ осложняет ведение процесса электролиза: затрудняется равномерное наращивание металла в наиболее углубленных местах сложно-профилированных форм.
  Применение обычных черновых форм целесообразно главным образом в случае изготовления крупной бюстовой скульптуры (при этом отдельные детали можно изготовлять в кусковых формах) или в случае сложнопрофилированной объемной скульптуры, изготовляемой из отдельных кусков или блоков, объединяющих несколько кусков.


предыдущая страница

оглавление

следующая страница