На главную


Р А З Д Е Л   П Я Т Ы Й


УСТАНОВКА И МОНТАЖ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ И ПОДВЕСКА ВОЗДУХОВОДОВ

глава хх

Установка вентиляционного оборудования и подвеска воздуховодов

1. ПОДГОТОВКА К МОНТАЖУ И МОНТАЖНЫЕ ЧЕРТЕЖИ

  Подготовка к монтажу, сборка и подвеска! на (место воздуховодов, а также установка вентиляционного оборудования производятся по чертежу. Как упоминалось выше, чертежи служат руководством для изготовления воздуховодов, так как указывают все необходимые размеры; при сборке воздуховодов чертеж указывает их направление и расположение в цеху, а также места установок отдельных устройств. Чертежи вентиляционных систем бывают следующие:
  1. Планы помещений по этажам, обычно в масштабе 1 : 100 или 1 :50, с изображением вентиляционной сети и размещения оборудования. По планам определяется расположение воздуховодов в цехе, расстояния их до стен, окон и т. п. (фиг. 223).

  2. Разрезы здания в масштабе 1 : 100 или 1 : 50; линия, по которой делается разрез здания — «линия разреза», обозначается на плане; по концам линии разреза на плане ставятся цифры или буквы, которыми помечается разрез, а также стрелки, показывающие направление взгляда для получения изображения, данного на разрезе. По разрезу определяется взаимное расположение частей здания и вентиляционной системы по высоте.
  3. Схемы воздуховодов, изображающие как бы скелет вентиляционной системы без здания. Масштаб обычно тот же, что и для плана. Воздуховоды изображаются одной линией с подробным обозначением на каждом участке диаметра труб в миллиметрах, ответвлений клапанов и отверстий с указанием стрелками направления воздуха — притока или вытяжки (фиг. 224).

  Воздуховоды, изображенные на планах горизонтальными линиями, также вычерчиваются на схеме, а воздуховоды, идущие на планах под прямым углом к ним, чертятся на схеме под углом в 45° к горизонтальным линиям; отвесные линии переносятся на схему с разреза и вычерчиваются вертикальными линиями. Такое построение схемы называется аксонометрией. Так же изображаются на схеме вентиляторы и колориферы, причем они должны иметь ясное обозначение номеров, типов и других данных, точно характеризующих проектируемую установку.
  4. Рабочие — установочные чертежи камер, агрегатов и т. д. и отдельных деталей (подробностей) устройства системы зонтов, кронштейнов, подвесок и т. п.
  Рабочие чертежи вычерчиваются в более крупных масштабах и должны давать ясное понятие об изображаемом устройстве с точным обозначением всех его необходимых размеров.
  Прежде чем приступить к монтажу, необходимо убедиться в наличии и достаточности чертежей и сверить их с натурой. Бригадир монтажников сверяет по месту чертеж и выясняет:
  1) возможность выполнения монтажа во время работы цеха,
  2) удобство устройства лесов и подмостей, а также отсутствие каких-либо препятствий к выполнению монтажных работ. Все указанные вопросы должны быть согласованы е начальником цеха и точно установлен порядок работ: 1) места вентиляционных установок и прохода воздуховодов, 2) число людей, работающих в цеху на монтаже воздуховода, 3) срок начала и окончания монтажа, 4) часы рабочего дня монтажников, 5) время остановки машин, у которых нельзя производить монтажа во время работы, 6) отсутствие в каких-либо зонах цеха или в какое-либо время рабочего дня особых вредностей (скопление опасных газов вверху и т. п.). По согласовании указанных вопросов приступают к разметке мест установки вентиляционного оборудования и подвески воздуховодов и начинаются подсобные строительные работы.
  Разметка мест для установки вентиляционного оборудования — калориферов, вентиляторов, электромоторов и т. д. — делается путем ясных отметок цветным строительным карандашом или мелом на местах с указанием размеров и глубины отверстий, которые должны быть сделаны в полу, стенах и потолках для фундаментных болтов, кронштейнов и подвесок, а также отверстий для прохода воздуховодов. Одновременно же строителями должны вестись необходимые строительные работы в вентиляционных камерах, кладка фундаментов и т. п.
  Разметка производится при помощи шнура и отвеса, размеры снимаются с натуры, если же оборудование еще не прибыло, то необходимо затребовать чертеж (эскиз) с обозначением отверстий для монтажных болтов и общего габарита (наружных размеров). При разметке большую помощь оказывают шаблоны, изготовленные из теса или фанеры; мотор, вентилятор и т. п. ставятся на лист фанеры и очертания их оснований, а также фундаментные отверстия обводятся карандашом; такой шаблон вырезается и может быть набит на рамку из теса; по нему заготавливаются основания. Работа и материал, потраченные на изготовление шаблонов, обойдутся во много раз дешевле переделок или ухудшения качества монтажа от ошибок в разметке.
  К началу монтажных работ строительная часть должна быть достаточно подготовлена, подлежащее установке вентиляторное оборудование завезено в цех, а воздуховоды должны находиться в такой готовности, чтобы на все время работ иметь возможность полностью загружать бригаду монтажистов (об организации работ см. ниже). Лестницы, подмости и леса должны быть к этому времени уже заготовлены и доставлены к месту работы.
  Приставные лестницы обычно имеются на месте готовые; необходимо лишь договориться об их использовании и убедиться в прочности таковых. Для монтажных работ, сопряженных с подъемом по лестнице небольших грузов, могут допускаться лишь лестницы со ступенями, укрепленными на скошенных пазах, с пришивкою гвоздями или имеющие накладные железные скобки (фиг. 225, a и б), если одна пришивка гвоздями недостаточна. Нижние концы лестниц снабжаются резиной для бетонного пола или металлическими остриями для деревянного. Наращивание лестниц допускается при помощи хомутов или с обшивкой пачечным железом сращиваемых концов, но отнюдь не на одних гвоздях. Длина лестницы должна быть такой, чтобы работающий стоял не выше третьей от верха ступеньки. Раздвижные лестницы-стремянки должны обязательно иметь прочные соединения в виде крючьев или цепей, предохраняющих их от самопроизвольного раздвигания. Для устройства подмостей применяются козлы (фиг. 226, а); длина основного бревна берется около 1,5 м; стойки соединяются с ним при помощи врубок и скрепляются раскосами на 4-дюймовых гвоздях.

  Более совершенное устройство представляют собой подмости с разборными стойками, позволяющими поднимать настил на различную высоту (фиг. 226, б). Расстояние между стойками зависит от тяжести груза, а (высота обычно около 5 м; для большей высоты требуется расшивка стоек дюймовой доской.

  Монтаж оборудования больших размеров и веса производится при помощи лесов тяжелого типа, состоящих из стоек, связанных между собой наверху одной или несколькими перекладинами. В тех случаях, когда возможно прикрепление стоек к стенам, на них можно положить перекатное бревно с блоком, которое будет служить как бы мостовым краном (фиг. 227). Необходимо на концах продольных бревен прибить ограничители (бруски), чтобы перекатное бревно не могло* упасть, дойдя до конца. Подъем груза, например мотора для установки на фундаментные болты, может быть произведен при помощи блока на треноге (фиг. 228), причем для предохранения от падения треноги необходимо ноги ее надежно закрепить — связать, пришить к полу, утопить в ямки и т. п. На фиг. 229 изображена подвеска тали к потолку, в котором для этой цели пробивается небольшое отверстие.

2. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  Укажем основные детали и грузоподъемные приспособления, употребляемые для монтажных работ.
  1. Канаты пеньковые (сухой несмоленый канат прочнее сырого или смоленого каната в 1½ — 2 раза). Приводим таблицу грузоподъемности сухого пенькового каната.

  2. Проволочные канаты, или тросы, плетутся из тонкой проволоки и для предохранения от ржавчины оцинковываются. Приводим таблицу грузоподъемности тросов из 6 прядей по 19 проволок.

  3. Цепи — сварные с короткими звеньями. Таблица грузоподъемности цепей рассчитана по диаметру железа, из которого согнуты звенья (цепного железа).

  Приводим практическое правило подсчета грузоподъемности цепи: диаметр цепного железа в миллиметрах умножается на себя и на 10; получаем нагрузку в килограммах, т. е. нагрузка равна d2 * 10 кг.
  Например диаметр цепного железа 8 мм; нагрузка равна: 8 * 8 * 10 = 640 кг.
  При расчетах нагрузки на канаты и цепи надо учитывать их собственный вес в зависимости от высоты подъема груза.
  4. Блоки — чугунные — употребляются неподвижные и подвижные. Неподвижный блок (фиг. 230, а) не облегчает подъема и лишь дает удобство работы. Подвижной блок б облегчает работу вдвое; диференциальный передаточный блок в еще более облегчает работу.

  Система нескольких блоков называется талями или полиспастами. При нескольких блоках мы выигрываем в силе во столько раз, из скольких блоков состоят тали.
  Наиболее употребительны следующие типы блоков:
  а) диференциальный блок Вестона (фиг. 231, б). Верхний неподвижный блок имеет два желобка для цепи, а нижний подвижной имеет один желобок; цепь огибает оба блока, проходя по трем желобкам. При помощи диференциального блока один рабочий может поднять груз до 10 т; цепи тормозятся самостоятельно. Блоки Вестона невыгодны тем, что подъем медленный и быстро снашиваются цепи;

  б) винтовой блок Людерса (фиг. 231, в) состоит из блока, приводимого в движение бесконечной цепью; вращение передается посредством червяка червячному колесу, имеющему зубчатку (звездочку), которая цепью поднимает подвижной блок. Блоки Людерса снабжены самотормозящим приспособлением.
  Грузоподъемность талей помечается сбоку на верхней обойме блока в тоннах груза; груз этот является предельным; когда пометок нет, грузоподъемность подсчитывается по диаметру цепного железа грузовой цепи, как объяснено выше.
  Способ подвеса грузов в значительной мере влияет на величину нагрузки подъемной цепи или каната; при этом чем больше угол расхождения обеих ветвей у крюка, тем больше напряжения испытывают цепь или канат.
  Исходя из этого, угол расхождения свыше 60 — 70° не допускается во избежание их разрыва.
  На фиг. 232 показано пять способов подвешивания груза:

  I) нагрузка равна половине веса груза на каждую ветвь;
  II) нагрузка равна 2/3 веса груза на каждую ветвь;
  III) нагрузка равна 3/4 веса груза на каждую ветвь;
  IV) нагрузка равна полному весу груза на каждую ветвь;
  V) нагрузка равна двойному весу груза на каждую ветвь;
  5. Лебедка (ворот); на ней имеются ручка и барабан, на который наматывается канат; длина ручки и радиус барабана являются плечами рычага, при помощи которого производится подъем груза.
  На фиг. 233, а изображена ручная лебедка, на которой работа ведется обычно четырьмя людьми — по два рабочих на каждую рукоятку. Лебедки обязательно должны иметь ленточный тормоз (фиг. 233, б) на случай разрыва каната или цепи.

  Перечисленные грузоподъемные приспособления применяются в зависимости от величины и веса оборудования; кроме того возможны конструкции применительно к местным условиям или отдельным рабочим операциям. На фиг. 234 изображено приспособление для насаживания на вал центробежных вентиляторов колес большого диаметра; как видно из фигуры, на талях подвешивается стержень (например железная труба), на один конец которого надевается колесо, на другой подвешивается уравновешивающий груз; использовав описанное выше перекатное бревно или просто оттягивая цепь, колесо заводят в кожух и насаживают на вал.

3. КРЕПЛЕНИЕ ВОЗДУХОВОДОВ

  Ко времени окончания установки оборудования должны быть готовы крепления воздуховодов и завезен в цех готовый воздуховод. Воздуховод подвешивается после окраски внутри и снаружи за один раз лаком или масляной краской. Выправленный на месте воздуховод соединяется внизу по 3 — 4 звена и подвешивается, начиная от вентилятора. Подвеска воздуховода к потолку делается на хомутах из полосового железа (фиг. 235, а и б). Хомут стягивается болтом, которым он держится на подвеске круглого железа, длиной в зависимости от высоты подвеса. Верх подвески укрепляется к балкам или потолку по фиг. 236.

  Укрепление воздуховодов на стене производят при помощи кронштейнов, на которые укладываются трубы, или также хомутами с подвеской (фиг. 236).

  Хомуты после затяжки должны плотно охватить трубу и иметь расстояние между стягиваемыми концами возможно меньше. Подвески и растяжки с резьбой должны иметь длину нарезки не меньше 50 мм; цапфы, захватывающие балку, должны иметь край захвата не меньше 25 мм и обе половинки одинаковые, без перекосов.
  Подвешенный воздуховод должен быть на прямых участках прямолинейным, расстояние воздуховода от стен при прокладке на кронштейнах, а также от потолка, при всех способах укрепления воздуховода должно быть выверено подтягиванием подвески при помощи гайки. Подвески должны быть отвесными и укреплены по прямой линии. По окончании подвески и выверки воздуховод закрепляется и окрашивается со шпаклевкой по второму разу.

Указания по производству работ

  В помещении, где должна производиться подвеска воздуховодов до приступа жестянщиков - монтажников к работе, устанавливаются прочные переносные подмости длиной в 6 — 10 м. На перекрытии помещения к этому времени должны быть размечены и пробиты отверстия для установки цапф и иных средств креплений. К подмостям на расстоянии не более 10 м от места подвески должны быть поднесены подсобными рабочими воздуховоды отдельными звеньями и фасонные части.
  Монтаж магистрали производится в направлении от вентилятора и начинается с постановки средств креплений и затем самих звеньев воздуховода.
  Жестянщик 5 разр. с одним подручным 2 разр. производят установку средств крепления и установку воздуховодов. Второй подручный 2 разр. занят при них на заготовке прокладок, подноске и подаче инструмента и подсобных материалов и частей воздуховода на подмости.
  Работа начинается с установки подвесок в готовые отверстия, после чего производится установка воздуховодов и фасонных частей на место.
  Подвески укрепляются на цементном растворе, цапфами и штырями в зависимости от рода стены.
  После установки подвесок и хомутов на 5 — 6 звеньев рабочие приступают к подвеске воздуховодов. По мере надобности с помощью подручного жестянщика 2 разр., стоящего внизу, поднимаются на подмости отдельные звенья воздуховодов и отсюда к месту подвески, где предварительно подвешиваются на проволоке, а затем захватываются хомутами.
  Между двумя деталями во всех фланцевых соединениях заводятся сплошные (без разрывов) прокладки во всю ширину фланца и фланцы затягиваются всеми болтами. После подвески третьей детали (звена или фасонной части) производится проверка воздуховода натяжением шнура по фланцам. Такая проверка делается при подвеске каждого последующего звена. Затем производится зачистка фланцевых соединений по торцевой части.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТ ПО УСТАНОВКЕ ВОЗДУХОВОДОВ

  Для определения качества работы следует руководствоваться следующими показателями:

5. УСТАНОВКА ВЕНТИЛЯТОРОВ, ЭЛЕКТРОМОТОРОВ И КАЛОРИФЕРОВ

  Установка (вентиляторов и электромоторов производится на фундаментах или кронштейнах, укрепленных на стенах и на колоннах (фиг. 237); иногда моторы устанавливаются непосредственно на стенах; при этом крышки мотора должны быть повернуты на 90°, чтобы крышки масленок были сверху. Можно укреплять моторы на потолке, но при этом крышки повертываются на 180°, так как иначе масленки будут стоять крышками вниз. При установке электромоторов необходимо проверять, чтобы вал был горизонтален; проверка делается двумя положениями ватерпаса, как показано на фиг. 238; кроме того можно проверять отвесом по обрезу шкива, если последний правилен. Центробежные вентиляторы устанавливаются также на кронштейнах на стене (фиг. 239) или на колонне (фиг. 240); для укрепления на потолке применяются специальные стойки под подшипники (фиг. 241), так как перевертывать корпуса шариковых подшипников обычного типа нельзя.

  На фиг. 242 изображены нормальные кронштейны под электромоторы.

  Вентиляторы при установке проверяются отвесом по наружному кольцу колеса и обрезу шкива, а также ватерпасом; кожух также устанавливается по отвесу; при установке проверяется от руки вращение колеса, следя, чтобы оно не задевало за кожух.
  Взаимное расположение мотора и вентилятора проверяется шнуром так, как показано на фиг. 243, иначе при работе мотора ремень будет соскакивать со шкивов.

  Фундаментные болты для крепления станины заливаются цементным раствором 1 : 2. Затяжка болтов производится по истечении трех дней после заливки.
  Расстояние между осями мотора и вентилятора должно обеспечивать достаточный охват ремнем меньшего шкива, для чего нижний конец ремня делается ведущим (натянутым). Даем таблицу наименьших допустимых расстояний между осями (табл. 32). Шкив электромотора называется ведущим, а шкив вентилятора ведомым.

  Для обеспечения лучшего охвата приводным ремнем шкивов необходимо, чтобы шкивы не были расположены один под другим (фиг. 244), так как в этом случае получается провисание и проскальзывание ремня. При правильном расположении обоих шкивов натяжение ремня может быть регулировано отодвиганием мотора на его салазках.

  Необходимо остановиться на описании работы по смене шкива мотора, так как подобная смена требуется почти на каждом монтаже.

  Хорошо пригнанный шкив нельзя насадить только от руки. После того как заложена шпонка, шкив насаживается на вал и продвигается по валу легкими ударами молотка по деоевянной колодке, которая Все время переставляется вокруг втулки шкива (фиг. 245, а); в это время вал с противоположной стороны поддерживают ручкой тяжелого молотка. Когда обрез вала станет в одной плоскости со шкивом, затягивают прижимной винт и закрывают заглушку задней масленки. Снимание шкива производится также легкими ударами молотка по деревянной колодке с поддерживанием теперь уже переднего конца вала; лучше всего пользоваться приспособлением, изображенным на фиг. 245, б, состоящим из нажимного винта и скобы с двумя крючками для захватывания шкива. При отвертывании правый конец скобы укрепляют подставкой, чтобы скоба не провертывалась.

  При установке вентилятора с непосредственным соединением с мотором необходимо также соблюдать горизонтальность вала мотора и следить, чтобы вал имел свободный разбег в обе стороны, т. е. чтобы крыло не набегало на мотор и не оттягивало якорь на себя; в первом случае надо приподнять зад мотора, а во втором — опустить его.
  При муфтовом соединении особенно важно следить, чтобы не было перекоса половинок муфты; для проверки правильности установки муфтового соединения есть простое и хорошее приспособление, изображенное на фиг. 246, а; острия укрепляются на том и другом валу, как показано на фиг. 246, б, чтобы было точное их совпадение; затем муфту вращают одновременно за обе половинки; установка будет правильной тогда, когда острия не разойдутся за полный оборот муфты.

  Винтовые вентиляторы с ременным приводом выверяются отвесом по обрезу шкива и по раме, а также по взаимному расположению с мотором.
 Необходимо обращать внимание при установке всех вентиляторов на их балансировку: установив вентилятор по штгуру и отвесу, вращают от руки крыло или колесо, следя, чтобы оно не останавливалось в одном и том же положении, так как это доказало бы, что постоянно останавливающаяся внизу часть крыла тяжелее, и на противоположном конце пришлось бы приклепать для баланса полосовое железо.
 Когда мотор и вентилятор установлены, делается ограждение ременного привода.
 При установке вентиляторов и моторов принимаются меры для устранения шума во время их работы; для этого делаются деревянные прокладки на кронштейнах, кроме того прокладывают пробку и резину; фундаменты не связывают со зданием, а на перекрытиях делают многослойные прокладки (фиг. 247). При установке на перекрытии хорошие результаты в смысле бесшумности дает установка вентилятора и мотора на деревянной раме из брусьев; рама лежит на подсыпке и совершенно не связана с перекрытием.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как правильнее организовать подвеску воздуховодов?
  2. Что должен согласовать бригадир монтажников с начальником цеха?
  3. С чего начинают монтаж ветиляционной установки?
  4. Для чего и как делают монтажный шаблон?
  5. Какие приставные лестницы пригодны для монтажных работ?
  6. Как делаются козлы и разборные стойки?
  7. Как устроить перекатное бревно?
  8. Какие бывают канаты и как рассчитать грузоподъемность цепи?
  9. Как устроены блоки — диференциальный и Людерса?
  10. Чем обязательно должна быть снабжена лебедка?
  11. Как насаживаются большие колеса центробежных вентиляторов?
  12. Какие хомуты делаются для подвески?
  13. Как делаются кронштейны для воздуховода?
  14. Как выверяют правильность установки мотора?
  15. Как установить мотор на потолке?
  16. Как выверяют правильность установки центрбежного вентилятора?
  17. Как правильно установить ременный привод?
  18. Какие применяют меры бесшумности установок?


предыдущая страница

оглавление

следующая страница