|
На главную 4. ЗАДВИЖКИ И КЛАПАНЫЗадвижки для вентиляционных воздуховодов изготовляются преимущественно с «карманом», т. е. с выступающим из воздуховода помещением для задвижки (фиг. 168, а, б, в). ![]() Для управления задвижкой к ней приклепывается полоса железа или круглое железо, конец которого сплющивается и просверливается для заклепок. Размер кармана берется таким, чтобы выдвинутая задвижка полностью открывала отверстие воздуховода: в то же время движок не может выпасть, так как в воздуховоде нет щели во всю ширину движка, я лишь для прохода полосового железа. Открывание задвижки можно регулировать, сделав около отверстия кармана ушко, а в полосе насверлив отверстия для шпильки, пропускаемой в ушко. Ручку можно сделать короткую в виде выступа сбоку движка и для нее прорезь в кармане (фиг. 168).
![]() ![]() Дроссель-клапан. Так называется устанавливаемый в воздуховоде клапан, при помощи которого можно регулировать величину просвета трубы. Дроссель-клапан делается из листового железа толщиной от 1,5 до 4 мм. Ось клапана выпускается из воздуховода, и на нее насаживается ручка со стопорным приспособлением для установки клапана в любом положении. Необходимо иметь в виду, что ручка должна насаживаться на ось в одной плоскости с клапаном (вдоль клапана), чтобы по положению ручки можно было судить о положении клапана; кроме того на воздуховоде делаются ясно видимые отметки с надписями «открыто» и «закрыто». На фиг. 170 дается изображение дроссель-клапана и ниже приводится таблица размеров и необходимых материалов для изготовления клапана. ![]() ![]() ![]() На выкидных и приточных шахтах дроссель-клапаны и шиберы делаются утепленными. Утепление важно на приточной шахте е непосредственной близости к калориферу, который иначе может быть заморожен в случае оставления в нем остывшей воды. На фиг. 171 изображен утепленный дроссель-клапан и дана спецификация материалов для изготовления клапанов разных размеров. Устройство клапана иногда видоизменяется таким образом, что клапан делается на петлях и поднимается при помощи троса, перекинутого через блок. ![]() Изготовление фасонных частей ручным способом, как это видно из предыдущего, требует много внимания и аккуратности при выкройке и изготовлении; поэтому при недостаточно квалифицированных слесарях и при массовом изготовлении частей всегда возможны отступления от требований, которым должны удовлетворять части воздуховодов в отношении углов, закруглений и т. п. Лучшим путем к повышению качества изделий и обеспечению их однотипности и полного соответствия техническим условиям является механизация производства. Кроме применения описанных выше вальцовки, зик-машины, приводных ножниц и других машин, которые механизируют отдельные производственные процессы изготовления воздуховодов, в настоящее время ведется работа в направлении полной механизации массового изготовления фасонных частей исключительно машинным способом. ![]() Большое удобство представляют трубы, изготовленные в виде гибких рукавов. Они состоят из ленты, навиваемой в виде спирали; для придания плотности между витками иногда закладывают асбестовый шнур. Гибкие рукава позволяют придавать воздуховоду любые нужные изгибы, удобные при устройстве пылесосных установок у машин. Если требуется подвижное соединение, то могут применяться резиновые рукава со стальной спиралью для жесткости. ![]() ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какие бывают фасонные части воздуховодов и для чего они служат?
|
|