На главную

Вышивка.


Машинная вышивка

Машинную вышивку производят на ножных швейных машинах.

Для выполнения вышивки с машины снимают прижимную лапку (рис. 1, а) и рейку, служащую для передвижения ткани (б). Рекомендуется на место игольной пластинки ставить специальную пластинку с отверстием только для иглы. Диаметр отверстия должен быть не более 1,5 миллиметра.

Качество вышивки зависит от правильной регулировки натяжения верхней и нижней (челночной) ниток. Для выполнения гладьевого шва, «насыпи», «стягов», нитки натягивают туже, чем при пошиве, а для «глади» и «росписи» — верхнюю нитку натягивают значительно слабее нижней.

Перевод рисунка на ткань производят способами, указанными на стр. 527

Машинную вышивку выполняют белыми и цветными хлопчатобумажными катушечными нитками, а также мулине марки «Ленинград» и шелковыми нитками. Для более плотных хлопчатобумажных тканей можно использовать катушечные хлопчатобумажные нитки № 30, 40 или 50, для тонких тканей — № 60 или 80. Для вышивки на шелковых тканях верхнюю нитку берут шелковую (натуральный шелк на бобинах № 65, артикул № 112) или мулине. В ажурной и гладьевой вышивке всегда нижняя нитка берется хлопчатобумажная на катушках № 60—80. Мулине с мотков разматывают в одну нитку на катушки следующим образом: моток расправляют по длине, надевают его на руки, натягивают, находят связанные концы пасмы, развязывают их и перематывают в клубок. Затем из пасмы осторожно вытягивают одну нитку и наматывают ее на катушку, остальные нитки в правой руке собирают в жгутик. Как только вытянули нитку, жгутик зацепляют за шпенек машины, на который надевается катушка, и перематывают в клубок. Последующие нитки вытягивают и наматывают на катушки так же.

Пяльцы и впяливание в них ткани. Для выполнения машинной вышивки необходимы деревянные пяльцы (рис. 2) круглой формы диаметром 18—20 сантиметров и высотой около 8 миллиметров (более высокие пяльцы трудно вынимать из-под иглы). Ткань в пяльцах должна быть туго натянута по прямой нитке, так как на плохо натянутой ткани может не получиться вышивка. Если вышиваемая ткань меньше пяльцев или рисунок расположен к самому краю ткани, то для правильного впяливания к ней пришивают полоски другой ткани, которые после окончания вышивки отпарывают. Очень часто вышиваемый рисунок больше размера пяльцев, тогда его вышивают по частям, постепенно передвигая ткань.

Техника машинной вышивки

Чтобы научиться машинной вышивке, необходимо вначале выполнить упражнение без ниток. На ткань переводят прямые и кривые линии длиной 10—15 сантиметров. Ткань впяливают в пяльцы и подводят под иглу. Медленным нажимом ног делают равномерные удары иглой, двигают обеими руками пяльцы слева направо и справа налево так, чтобы игла точно строчила по прямой линии, затем по кривой. Упражнение постепенно ускоряют. Овладев этим упражнением, переходят к следующему, но уже с ниткой.

Нитки заправляют в машину и туго натягивают их. Пяльцы подводят под иглу и опускают рычажок прижимной лапки. Нажимом ног делают равномерные удары иглой, а руками двигают пяльцы слева направо и прострачивают по прямой линии. Затем, равномерно двигая пяльцы от себя и к себе и одновременно незначительно подвигая их справа налево, обшивают машинную строчку стежками длиной 2—3 миллиметра на одинаковом расстоянии друг от друга (рис. 3, а, б). Вначале упражнение выполняют медленно, затем постепенно ускоряют удары иглой и движение пяльцев, уменьшая длину стежков (до 1 миллиметра) и расстояние между ними, чтобы образовался сплошной гладьевый шов.

Хорошо овладев этой техникой, переходят к упражнениям с прокладкой. Прокладка — это одна или несколько ниток, проложенных по контуру рисунка и обшитых гладьевым швом (рис. 3,в). В машинной ажурной вышивке прокладка имеет большое значение, она сохраняет формы рисунка и придает выпуклость контурам рисунка, прочность в местах выреза ткани. Для прокладки на хлопчатобумажных тканях, льняном и полульняном полотне применяют катушечные хлопчатобумажные нитки № 10, а для шелковых тканей — № 40 или 60.

В крупных рисунках на хлопчатобумажных тканях прокладывают две-три нитки, закрепляют прокладку на контуре рисунка двумя ударами иглы почти в одну точку. Во время вышивки прокладку держат левой рукой, направляя ее по контуру рисунка, правой двигают пяльцы.

Ажурная вышивка

Ткань с рисунком запяливают в пяльцы и подводят под иглу. Опускают рычажок прижимной лапки и по контуру рисунка выполняют строчку (рис. 4). В местах, где должны быть бриды, вырезают полоски ткани шириной 0,5 сантиметра (рис. 5), прокладку закрепляют и зашивают по контуру плотным гладьевым швом. В местах выреза ткани прокладку оттягивают к противоположному контуру рисунка, закрепляют 2—3 стежками, перегибают ее и обшивают гладьевым швом, образуя простую бриду (рис. 6). Затем по контуру рисунка продолжают обшивать прокладку гладьевым швом до следующей бриды.

Сложные бриды. Эти бриды применяются в декоративных рисунках, где орнаментальные формы соединяются длинными бридами. Выполняются они по ткани следующим образом: прокладку оттягивают к противоположному контуру рисунка и обшивают гладьевым швом до петельки. Затем одну нитку прокладки обвивают вокруг швейной иглы, образуя петельку (рис. 7), которую закрепляют двумя ударами иглы на бриде, Соединив обе нитки прокладки, их обшивают гладьевым швом до противоположного контура рисунка, где прокладку закрепляют и перегибают к началу бриды. Для образования двойной бриды процесс повторяют. Рядом с первой половиной бриды выполняют вторую.

Столбики украшают рисунок, они придают большую ажурность. Выполняют их по ходу вышивки гладьевого шва. Там, где столбик прикрепляется к гладьевому шву, одну нитку прокладки оттягивают по контуру столбика, рядом с прокладкой по контуру столбика делают 2—3 стежка и у конца столбика прокладку закрепляют 1—2 маленькими стежками. Затем прокладку перегибают и оттягивают в первоначальное положение (рис. 8), образовавшийся столбик обшивают гладьевым швом.

Ажурная дырочка применяется как украшение всего контура рисунка, а также на двойных бридах вместо петелек. Выполняют ее по ходу вышивки гладьевого шва или бриды следующим образом. Контур дырочки два раза прострачивают частой строчкой (рис. 9), затем обшивают стежками, идущими из центра за контур дырочки. Там, где она касается гладьевого шва или бриды, стежки идут от центра за контур гладьевого шва или бриды. Затем между ажурной дырочкой и гладьевым швом или бридой делают 2 стежка, образуется брида, равная 0,5 миллиметра, на которой прикрепляется ажурная дырочка.

Стяги — ажур в виде мережки, выполняющейся следующим образом: небольшим стежком захватывают 2—3 нитки ткани и стягивают их. На этот стежок накладывают еще два стежка такой же длины. Так последовательно стягиваются нити ткани (рис. 10), образуя ажурную цепочку в виде, мережки.

Когда весь рисунок вышит, ткань вынимают из пяльцев, гладят с изнанки и осторожно вырезают намеченные по рисунку места.

Гладь

В машинной ажурной вышивке большое место занимает гладь. Применяется гладь как самостоятельная вышивка, а также в сочетании с другими видами вышивки.

Гладь может быть одноцветная и многоцветная, простая без настила и выпуклая с настилом. Направление стежков может быть вертикальное и горизонтальное с наклоном в правую или левую сторону.

Вышивают гладь нитками мулине и шелком (на трубочках). В челнок заправляют хлопчатобумажные катушечные нитки № 80 или 60. Натяжение верхней нити слабее нижней — челночной.

Гладь без настила (рис. 11). Контур рисунка обстрачивают мелкой строчкой и весь рисунок заполняют стежками, идущими в одном направлении и плотно лежащими друг около друга. Направление стежков может быть горизонтальное, вертикальное или с наклоном в правую или левую сторону, в зависимости от рисунка.

Гладь с настилом (рис. 12). Чтобы получить выпуклую гладь, контур рисунка обстрачивают строчкой и весь рисунок настрачивают частыми стежками, которые образуют настил. Чем плотнее настил, тем выпуклее гладь. Поперек стежков пастила настрачивают плотно друг около друга стежки, образующие выпуклую гладь.

Гладь в прикреп (рис. 13) применяется для декоративных рисунков: штор, покрывал, скатертей, диванных подушек, чехлов Для мебели. Она вышивается пасмой ниток. Количество нитей в пасме зависит от номера ниток и рисунка. Для крупных форм рисунка в пасму берут больше нитей.

Выполняется гладь следующим образом. Пасму несколькими ударами иглы закрепляют на рисунке, оттягивают ее к контуру рисунка и двумя небольшими стежками закрепляют. Затем оттягивают пасму к противоположной части контура рисунка, рядом с ней строчат машинную строчку и закрепляют пасму через 2—3 сантиметра одним-двумя стежками. Дойдя до контура рисунка, иасму закрепляют и прокладывают в обратном направлении. Так заполняют весь рисунок. В челнок заправляют хлопчатобумажную катушечную нитку № 60 или 80 в цвет пасмы.

Гладь в прикреп можно выполнять в несколько тонов любыми хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитками прочного крашения.

Насыпь

Как и гладь, насыпь является одним из видов машинной вышивки. Она украшает рисунок, придавая ткани серебристость (рис. 14). Для выполнения ее вначале обстрачивают контур рисунка, на котором должна быть нанесена насыпь, затем, двигая пяльцы по кругу, настрачивают мелкой строчкой спиралевидные колечки.

Атласное шитье

Для украшения диванных подушек, скатертей, портьер применяется многоцветная вышивка, которую можно выполнить в виде атласного шитья. Контур рисунка обстрачивают мелкой машинной строчкой (рис. 15). Затем всю площадь под вышивку застрачивают стежками длиной 5—7 миллиметров, которые накладываются по диагонали плотными рядами с левого нижнего угла рисунка к правому верхнему углу. При обратном ходе стежки кладут в раскол от середины одного стежка к середине другого. Вышивают нит-ками мулине или шелком в одну нитку.

Гладь многотонная (художественная)

Художественная гладь применяется при вышивке растительного орнамента — цветов, листьев и других. Для этого вида вышивки необходимо подобрать тона от самого темного до самого светлого (рис. 16). Контур рисунка обстрачивают машинной строчкой, заправляют в машину первый требуемый тон и от обшитого контура к центру настрачивают по всему рисунку стежки различной длины с небольшими промежутками между ними. Затем заправляют в машину нитку второго тона и заполняют ею оставшиеся промежутки. Если рисунок выполняется несколькими тонами, то нитки каждого предыдущего тона настилают также различной длины. Многотонную гладь вышивают различными хлопчатобумажными нитками, мулине и шелком. Нижняя нитка берется хлопчатобумажная катушечная № 60 или 80.

Пришивка кружев

Перед тем как вшить кружева, их со всех сторон приметывают на ткань (на лицевой стороне). Затем ткань запяливают в пяльцы, подводят под иглу и крайнюю нить кружева обшивают гладьевым швом, а ткань под кружевом вырезают. Так же пришивают кружева в край с той лишь разницей, что кружево приметывают одной стороной на расстоянии 2 сантиметров от края ткани. Для удобства запяливания к краю ткани пришивают полоску другой ткани, которую после пришивки кружев обрезают вместе с кромкой ткани.

Мережки

Мережку делают на тканях с полотняным переплетением, Так как нити в этих тканях легко выдергиваются. Вышивают катушечными хлопчатобумажными нитками № 80 или 60; иголки — тонкие.

Мережка «столбик» (рис. 17) выполняется следующим образом. На иглу набирают требуемое количество уточных или основных нитей и подрезают их. Затем выдергивают одну крайнюю нить на нужную длину мережки и от нее набирают на иглу уже известное количество нитей, подрезают их и последовательно выдергивают каждую нить. Подготовленную ткань впяливают в пяльцы лицевой стороной кверху и подводят под иглу. Вышивать начинают с правого нижнего угла мережки. Ударом иглы в ткань вытаскивают нижнюю нить и последующим ударом в эту же точку закрепляют ее. После этого делают воздушную петлю (удар иглы не в ткань, а в пустой промежуток), двигая пяльцы от себя, делают стежок в ткань на две-три нити от края мережки, движением пяльцев к себе делают воздушную петлю, затем движением вправо ударяют иглой около края мережки, захватывая четыре нити и стягивая их в столбик. Последующие столбики выполняют так же. Последовательность стежков показана на рисунке 17. Концы мережки там, где обрезаны нити ткани, плотно обметывают гладьевым швом.

Мережка «раскол» (рис. 18) делается так же, как и мережка столбик, только при затягивании нитей противоположной стороны мережки каждый столбик делят пополам.

Мережка «снопик» (рис. 19). Края в этой мережке затягиваются, как обычно, в столбик. Закрепив нитки на середине подрезанного края мережки, делают несколько небольших стежков машинной строчки, затем каждые три столбика стягивают в пучки (снопики) пятью последовательными стежками, как это показано на рисунке. Между каждым снопиком делают три-четыре небольших стежка машинной строчки.

Мережка «панка» (рис. 20). Для выполнения этой мережки нити выдергивают в два ряда, оставляя между ними три-четыре-пять нитей, в зависимости от толщины нитей ткани; пучки стягивают в той последовательности, как показано на рисунке. Подрезанные края мережки обметывают гладьевым швом. Мережка может быть выполнена цветной ниткой; в этом случае верхнюю и нижнюю нитки берут одного номера и цвета.

Мережка панка часто применяется для соединения двух полотен. Для этого один край каждого полотнища загибают на 3—5 миллиметров, накладывают друг на друга, приметывают и прострачивают. Отступя от линии соединения в одну и другую сторону на 3—5 миллиметров, выдергивают на каждом полотне про-дольные нити, как для мережки столбик. Соединительный шов двух полотнищ и мережки образует держку для мережки панка. Перед соединением полотнищ края их подравнивают по выдернуой нити.

Подшивка рубца мережкой. Отступя от края ткани на ширину рубца, выдергивают несколько нитей. Край рубца подгибают я приметывают так, чтобы можно было, вышивая крайнюю сторону мережки, захватить и нижние края подогнутой ткани. Для удобства запяливания к рубцу пришивают полоску ткани.

Мережка «паучок» (рис 21). Сначала вышивают мережку столбик, затем, закрепив нити на середине подрезанного конца мережки, столбики стягивают в снопик, как это показано на рисунке 19. В местах стягивания настрачивают паучки, делая пяльцами небольшие кругообразные движения так, чтобы иголка строчила вокруг места стягивания столбиков. Двумя-тремя ударами иглы в паучок закрепляют нитки и переходят машинной строчкой к следующим столбикам.

Углы к мережкам. На пересечении мережек получается пустой квадрат. В узких мережках он не заполняется рисунком, а в широких — необходимо заполнить. На рисунке 22 показан один из способов заполнения квадрата. Он выполняется следующим образом. Машинной строчкой соединяют два угла квадрата и двумя стежками закрепляют ее. При обратном движении машинную строчку обшивают до середины квадрата редкими гладьевыми стежками. От середины прострачивают линию в следующий угол, и так прострачивают и обшивают все последующие линии квад-рата. На пересечения линий настрачивают паучок.

Ажурная вышивка по сетке

При выполнении ажурной строчки по сетке нити ткани выдергивают по основе и утку. В результате образуется сетка, которую заполняют различными швами. На рисунке 23 показана техника обметывания сетки. Ткань с сеткой впяливают, подводят под иглу, опускают рычажок прижимной лапки и обметывают сетку по диагонали. Переход от одной диагонали к другой делают по краю сетки машинной строчкой. Края сетки плотно обшивают гладьевым швом. Получив таким образом сетку, наносят на нее рисунок.

Штопка по сетке (рис. 24) выполняется согласно рисунку путем прострачивания машинной строчки, вначале в горизонтальном направлении, затем в вертикальном. Плотность штопка зависит от расстояния между строчками.



предыдущая страница
оглавление
следующая страница