На главную

Выпиливание.


Художественное выпиливание из фанеры является одним из видов самодеятельного искусства. Оно позволяет создавать различные художественные изделия домашнего обихода.

Материалом для выпиливания служит фанера, но мюжно использовать и различные отходы из цветной пластмассы. Для обработки и зачистки выпиленных деталей необходимо иметь напильники: круглый, плоский, овальный, трехгранный (рис. 1, 1). Они нужны для выравнивания прямых, овальных и круглых линий по форме деталей орнамента. Необходимо также маленькое шило с плоско отточенным концом (8) или коловорот с тонким сверлом для просверливания отверстий в выпиливаемых деталях (5). Эти отверстия нужны для вставки пилки, особенножелательно просверливать их в местах резких поворотов и углов. Надо иметь также плоскогубцы, ножовку, молоток, клеянку, готовую или самодельную, ножик, бурав (2, 3, 4, 6, 7).

Перевод рисунка на фанеру производится следующим образом. На ошкуренную и отшлифованную фанеру кладут копировальную бумагу (можно положить лист бумаги, сплошь заштрихованный мягким карандашом), а на нее — рисунок и закрепляют кнопками. Отточенным мягким карандашом обводят линии рисунка.

Если рисунок используется из книги, рекомендуется сначала перевести его на кальку или прозрачную бумагу, а затем уже на фанеру. Для этого кальку с рисунком прикалывают к фанере или приклеивают полоской бумаги (чтобы рисунок не сдвигался) и передавливают его контуры на фанеру. Чтобы на фанере получился полный рисунок, надо кальку после перевода одной половины рисунка приложить на фанеру обратной стороной, следя затем, чтобы концы обеих половин полностью совпадали.

После перевода рисунка на фанеру места, подлежащие выпиливанию, заштриховывают, чтобы не спутаться при выполнении сложных орнаментов (рис. 3).

Выпиливание производится на станочке из толстой фанеры или дощечки длиной 20 сантиметров, шириной 11 сантиметров, толщиной 6—8 миллиметров (ряс. 4). Станочек прикрепляется к столу двумя винтами, Можно использовать металлическую струбцинку-зажим. Выпиливание производится в угловом вырезе или в круглом отверстии станка. Станочек располагают так, чтобы источник света находился с левой стороны и плоскость выпиливаемой детали полностью освещалась.

В выпиливании основное — хорошее владение лобзиком. Для усвоения этой техники рекомендуется предварительно потренироваться в выпиливании различных круглых, овальных и спиральных линий. Особенно важно уметь вести пилку равномерно.

Пилки вставляют в зажимы лобзика зубьями вниз, иначе пилка будет работать с проскоками и поднимать выпиливаемую деталь. При длительном выпиливании пилка может перегреться и порваться, поэтому необходимо делать перерывы в работе.

Лобзик с пилкой надо держать в руке перпендикулярно к плоскости выпиливаемой детали (рис. 5). Отверстия на фанере должны находиться примерно в центре углового выреза на станочке. Когда пилка доходит до поворота, то движение руки замедляют и пилкой проводят на одном месте несколько раз в разных поворотах. Это расширяет отверстие, не задевая контуров рисунка. При выпиливании внутреннего контура свободный нижний конец пилки пропускают сквозь просверленное отверстие и закрепляют винтом.

При выпиливании изделий из пластмассы пилку надо вести равномерно, без убыстрений, так как при быстром движении пилки пластмасса разогревается, а при остановке быстро остывает, и пилка может впаяться в пластмассу и испортить деталь. Для устранения этого рекомендуется смазывать пилку тонким слоем машинного масла или вазелина. Во время работы нужно следить за контуром рисунка и вести пилку не по линия рисунка, а чуть отступя от нее (примерно на толщину линии), это предохранит основную линию контура от возможного запиливания.

Когда внутренний рисунок детали выпилен, переходят к выпиливанию наружного контура с шипами или гнездами; шипы выпиливают чуть больше контура рисунка и толщины самой фанеры, чтобы при подгонке шипа в гнездо скрепляемой детали она крепко держалась. Если шип немного выходит из плоскости детали, его аккуратно подпиливают напильником. Все детали изделия при выпиливании монтируются посредством шипов (рис. 6).

Готовые выпиленные детали отделывают шкуркой. Для этого кусок шкурки оборачивают вокруг небольшого деревянного бруска и осторожно водят вдоль волокон. Нужно прошкуривать также внутренние прорезы орнамента.

Для лучшей отделки рекомендуется после шкуровки поверхность изделия обработать мелко истолченной пемзой.

После шлифовки готовые детали можно покрыть морилкой, затем лаком или отполировать под ценную древесину. Для большей декоративности можно подложить под орнамент цветную бу-магу или материал.

Протравливание или морение производят кистью, губкой или ватным тампоном. Лучше всего перед использованием морилку подогреть: теплый раствор глубже проникает в поры. Покрывать морилкой нужно равномерно и обязательно вдоль волокон, мазок за мазком. Углубления в пропилах орнамента морят после того, как основная орнаментальная полоса уже покрашена. После морения деталям дают просохнуть, затем вощат и лакируют. Перед вощением детали шлифуют вдоль волокон, после чего втирают холодный раствор воска со скипидаром или бензином (1 часть воска на 2 части скипидара или бензина). Раствор втирают шерстяной тряпочкой'до появления блеска, вытирают насухо сухой шерстяной тряпочкой, дают просохнуть и покрывают лаком. Лак должен быть негустой. Покрывают им изделие равномерно, не менее трех-четырех раз, каждый, раз просушивая.

предыдущая страница
оглавление
следующая страница