На главную

Воспитание детей в семье.


 

Как помогать детям хорошо учиться?

Наши дети учатся не только в школе, но и дома. Выполняя домашние задания, они закрепляют усвоенные в классе знания, расширяют и углубляют их. Поэтому успеваемость школьников зависит не только от учителей, но и от родителей.

Как же помогать детям хорошо учиться?

Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий. Прежде всего необходимо обеспечить детей учебниками и школьными принадлежностями (тетрадями, карандашами, ручкой и перьями, чернилами и т. п.). Следует также отвести школьнику постоянное «рабочее место», где бы он мог готовить уроки. Если позволяют условия, нужно оборудовать отдельный «уголок школьника». Стол, стул, этажерка или полочка для книг — вот самое необходимое оборудование такого уголка.

Особенно заботливо нужно отнестись к оборудованию рабочего места для ребенка, только что начавшего учиться. Делая уроки за слишком высоким столом, он вынужден изгибаться в сторону, чтобы удобнее было писать. Это ведет к искривлению позвоночника (рис. 2). Работа за слишком низким столом способствует возникновению сутулости (рис. 3). Как нужно правильно сидеть, показано на рисунке 4.

Чтобы приучить учащихся к сосредоточенному труду, во время приготовления уроков следует соблюдать тишину в комнате. Радиоприемник или репродуктор надо выключить, громкие разговоры прекратить.

Необходимо также приучать детей к соблюдению гигиены умственного труда во время выполнения домашних заданий. Нужно следить за тем, чтобы через 40 — 50 минут школьники устраивали перерывы на 10 — 15 минут. Следует приучать школьников чаще проветривать комнату, где они занимаются, так как чистый воздух — главное условие повышения работоспособности. Нельзя разрешать им заниматься лежа или читать во время еды. Все эти на первый взгляд мелочи оказывают серьезное влияние на качество домашних учебных занятий школьников.

Надо требовать от детей, чтобы их учебники, тетради и другие учебные принадлежности были подготовлены для школы с вечера. Выполнение этого требования поможет выработать у детей аккуратность и четкость.

Помощь детям в выполнении домашних заданий. В отдельных случаях родители могут оказать помощь и в приготовлении уроков.

В этом деле иногда можно наблюдать две крайности: некоторые родители проявляют полное невмешательство в учебные занятия своих детей. «Это дело школы, учителей»,— рассуждают они и не оказывают помощи даже в том случае, если дети нуждаются в ней и родители в состоянии оказать ее. Другие родители, наоборот, излишне опекают и иногда сами выполняют за детей домашние задания, И в первом и во втором случае родители поступают неправильно.

Домашние задания рассчитаны на самостоятельную работу школьников. В «Правилах учащихся» записано: «Все домашние уроки выполнять самому». Но родители не должны безразлично относиться к тому, как их дети выполняют уроки.

Иногда школьники, особенно младших классов, забывают или, занявшись игрой, не успевают выполнить задания. Родители должны напоминать им об этом.

Бывают случаи, когда школьник встречает затруднения при выполнении домашних заданий и обращается за помощью к родителям: — Папа, задача не получается. Такая трудная... Отец берет задачник и быстро набрасывает решение: — Переписывай.

Такая «помощь» только вредит школьнику. Родители или старшие члены семьи могут и должны помочь ребенку. Но нужно предложить ему подумать и попытаться самому еще и еще раз решить трудную задачу и только после этого помочь ему.

У учащихся младших классов полезно проверять результаты выполнения уроков: прослушать стихотворение или пересказ выученного материала, просмотреть письменную работу и т. п. Необходимо иметь в виду, что проверка результатов домашней работы школьников — это дело учителя. Но родители не могут относиться безразлично к тому, что их сын или дочь небрежно, наспех выполняет домашние задания и торопится на улицу.

Важно ежедневно контролировать выполнение домашних заданий и постепенно приучать детей к самостоятельной усидчивой работе. Если школьник научится работать организованно и хорошо, надобность в повседневном контроле за выполнением домашних занятий отпадет.

Следует поощрять совместные занятия детей: они содействуют приобретению навыков коллективной работы, воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи. Особенно полезны совместные занятия для отстающих учеников, а также учеников, не привыкших к усидчивой самостоятельной работе. Однако нужно следить, чтобы они работали самостоятельно и не списывали друг у друга решенные задачи или выполненные упражнения.

Очень важно, чтобы родители были в тесном контакте с учителем, классным руководителем, советовались с ними и действовали едино. «Сделал одну ошибку в диктанте, а поставили мне тройку — придирается учительница»,— жаловался Коля. Просмотрев тетрадь сына, отец строго сказал: «За такую грязную работу больше тройки поставить нельзя». Отец Коли поступил правильно. Он поддержал авторитет учительницы.

Надо воспитывать у детей уважение к школе, к самоотверженному и благородному труду педагогов.

Иногда родители плохую успеваемость своих детей пытаются объяснить их якобы слабыми способностями. В действительности низкая успеваемость, как правило, объясняется отсутствием у школьников работоспособности, неумением работать. А неумение работать, в свою очередь, порождает нежелание работать, приводит к потере интереса, легкомысленному отношению к учебе.

Родителям вместе с учителями надо выявлять причины, которые мешают детям хорошо и отлично учиться, и устранять их.

Многие родители поручают старшим детям следить за выполнением домашних заданий младшими детьми. Выполнение этих поручений сближает детей. Старшие дети не только проверяют выполнение заданий младшими братьями и сестрами, но и помогают им.

Распространенной ошибкой родителей является невмешательство в школьные дела своих старших детей. А при отсутствии контроля даже старшие школьники нередко начинают хуже учиться.

Некоторые родители, не имея соответствующего образования, не могут проверить по существу, как изучают их дети-старшеклассники различные предметы. Тем не менее повседневное внимание родителей к занятиям сына или дочери, их интерес к школьной жизни дают положительные результаты.

Помощь школьникам 8-го и 11-го классов следует усилить в период подготовки к экзаменам. В это время особенно важно правильно организовать домашние учебные занятия детей.

В период подготовки к экзаменам необходимо свести до минимума различные поручения детям. Конечно, не следует совершенно отстранять их от труда по самообслуживанию, от участия в бытовом труде. Но этот труд не должен отвлекать от подготовки к экзаменам. На время подготовки к экзаменам надо сократить развлечения школьников (посещение кино, футбольных состязаний и др.).

Задача родителей — развивать у подростков привычку делиться дома своими мыслями, настроениями, разными событиями из их жизни. При этом на откровенность детей надо реагировать вдумчиво и тактично. Бестактность, высокомерие, чрезмерная строгость, безразличие к интересам подростков неизбежно приводят к нарушению контакта, а следовательно, к потере влияния родителей на детей.

В подростковом возрасте наиболее интенсивно происходит половое формирование. При простых дружеских отношениях родители всегда имеют возможность говорить с подростками о самых сложных и волнующих вопросах, предупредить неправильные отношения между мальчиками и девочками, содействовать их дружбе, направить внимание подростков на увлекательные, творческие занятия, на здоровые развлечения.

Неправильно поступают родители, когда запрещают, порицают дружбу мальчиков и девочек. Бывает, например, так. Вернувшись домой, мать с ужасом увидела, что ее дочка — девятиклассница Люда — сидит на диване с каким-то мальчиком. Когда ушел мальчик, мать набросилась на дочь: — Бесстыдница! Поклонников развела! — кричала она. На другой день она пришла в школу. Классный руководитель выслушал ее очень внимательно. — Я не понимаю причин вашего волнения,— сказал он.— Я сам просил Мишу помочь вашей Люде по физике... — Вы? Но надо же понимать, к чему все это приводит! — Вы сами наталкиваете дочь на мысль, что дружба с мальчиком — какое-то запретное дело,— возразил учитель. Ходил бы мальчик к вам домой, и вы бы убедились, что отношения у них самые чистые...

Школа и родители общими усилиями содействуют развитию дружбы и товарищества, взаимного уважения между мальчиками и девочками, поощряют взаимопомощь в учебных делах, труде, а также и совместные игры.

Воспитание у детей чувства ответственности за учебу. Успех в учебе во многом зависит от воспитания и закрепления у детей чувства ответственности за свой учебный труд. Дети не только учатся, но и выполняют разные поручения пионерских и комсомольских организаций, занимаются спортом, внеклассным чтением, помогают родителям в домашнем труде, посещают кино, театры и т. д. Однако среди всех этих занятий самым главным является учебная работа.

Обычно после окончания школы дети мечтают о таких профессиях, которые позволили бы им принести больше пользы своей Родине, Следует разъяснять им, что для этого нужно хорошо и отлично учиться, овладевать знаниями, наукой.

Учиться — это значит трудиться, напрягать свои силы, преодолевать трудности и препятствия. К сожалению, некоторые родители относятся к учению своих детей несерьезно. Вместо того чтобы после возвращения ребенка из школы дать ему отдохнуть, они дают ему различные поручения, требующие большого напряжения умственных и физических сил. В результате дети переутомляются и иногда не успевают выполнить задания учителей.

Родителям надо регулярно просматривать и подписывать дневники, интересоваться отметками и поведением детей в школе. Правильное ведение дневника приучает детей к аккуратности, организованности и порядку. Если родители перестают регулярно просматривать дневник, дети не записывают в него домашние задания, скрывают от родителей плохие отметки.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не пропускали без уважительных причин занятий и не опаздывали в школу. Обучение детей в школе проводится по определенной системе и в стройной последовательности. Поэтому каждый пропущенный учеником урок нарушает нормальный ход обучения и отрицательно влияет на успеваемость; Чтобы наверстать пропущенное, ученику потом приходится работать с большим напряжением несколько дней.

Мать одной из учениц говорила на собрании родителей: «Прежде всего я прививаю дочери серьезное отношение к учению. Еще до школы я внушала ей (и внушаю сейчас), что для того, чтобы быть настоящим советским человеком, надо учиться так, как учился Ленин,— на отлично. Я очень строго слежу за успеваемостью дочери, помня о том, что если с самого начала пустить учение ребенка на самотек, то это может иметь плохие последствия, которые потом будет трудно исправить. Несмотря на свою занятость на работе, я каждый день проверяю, как дочь выполняет домашние задания, и делаю ей свои замечания о том, как они выполнены и как лучше их выполнить. Помимо контроля за домашней работой дочери, я интересуюсь также ее ответами в классе: часто спрашиваю, как она отвечала на уроках. Отличным отметкам открыто радуюсь и хвалю ее, а это, в свою очередь, вызывает у нее еще большую радость и стремление еще лучше учиться по всем предметам».

Это действительно так. Повседневный контроль за учебной работой детей, приучение их к организованности — необходимое условие повышения их успеваемости.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ ДЕТЕЙ.

Советской стране нужны здоровые, физически крепкие люди, мужественные и энергичные, всегда готовые к труду и к обороне своего отечества. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение массовому развитию физкультуры и спорта, а физическое воспитание детей и молодежи рассматривается у нас как большая государственная задача.

Физические упражнения и занятия спортом воспитывают у детей и молодежи выносливость, решительность, настойчивость, инициативу и другие ценные качества.

Задачи физического воспитания детей решаются не только в школе, но и в семье. Не все дети рождаются здоровыми и ловкими. Задача родителей — укрепить здоровье детей, содействовать их физическому развитию. В тех семьях, где родители поощряют занятия детей физкультурой и спортом, подвижными играми, устанавливают и поддерживают строгий режим в занятиях и отдыхе ребенка, дети растут физически крепкими, здоровыми и дисциплинированными.

Режим детей. Правильное физическое воспитание детей в семье предполагает прежде всего соблюдение ими определенного режима. Режим школьника предусматривает рациональное сочетание учебной и неучебной работы и отдыха. Строгое выполнение режима дисциплинирует школьников, приучает их к точному и аккуратному выполнению учебных заданий и общественных поручений.

Вместе с тем режим способствует правильному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Учебная работа требует большого напряжения умственных и физических сил учащихся. Отсутствие достаточного отдыха может привести к серьезному расстройству здоровья школьников и к неправильному их физическому развитию.

В режиме школьника обязательно предусматривается время пребывания на воздухе и нормальная продолжительность сна. Чем меньше ребенок, тем более продолжителен должен быть его сон. Врачи рекомендуют для школьников 7 лет 12 часов сна, 8—10 лет — 11 часов, 11—12 лет—10 часов, 13—16 лет —9 часов, 17—18 лет- 8 1/2 часов.

Важно приучить детей ежедневно ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном необходимо проветривать комнату.

Пища должна приниматься всегда в определенное время. Для правильного роста и развития детского организма очень важно обеспечить регулярное и разнообразное питание.

В режиме следует предусмотреть также свободное время для игр и развлечений школьников, для выполнения ими различных поручений родителей.

Ниже приводится примерный режим школьников, обучающихся в первую смену.

Вид занятий

Для учащихся
1 - 4 классов

Для учащихся
5 - 8 классов

Подъем, утренняя зарядка, завтрак................................
Время на дорогу в школу................................................
Занятия в школе................................................................
Возвращение из школы...................................................
Обед и отдых на воздухе................................................
Приготовление уроков....................................................
Свободное время: игры, чтение, выполнение
домашних поручений.......................................................
Ужин...................................................................................
Свободное время: игры, чтение....................................
Сон.....................................................................................

7.00— 8.00
8.00— 8.30
8.30—12.30
12.30—13.00
13.00—15.30
15.30—17.00

17.00—19.30
19.30—19.45
19.45—21.00
21.00— 7.00

7.00— 8.00
8.00— 8.30
8.30—14.30
14.30—15.00
15.00—16.30
16.30—19.30

19.30—21.00
21.00—21.15
21.15—22.00
22.00— 7.00

Утренняя гимнастика. День школьника должен начинаться с выполнения несложных гимнастических упражнений, с обтирания водой. Конечно, приучить школьника к утренней гимнастике не так просто. Надо терпеливо и настойчиво напоминать ему о необходимости утренней зарядки до тех пор, пока она не войдет в привычку.

В летнее время утренней гимнастикой лучше заниматься на свежем воздухе. В холодное время и в ненастную погоду можно заниматься гимнастикой в помещении с открытой форточкой. Важно, чтобы гимнастические упражнения проводились ежедневно, после подъема с постели. Упражнения следует выполнять энергично, с большим напряжением физических сил. Конечно, прежде чем начать заниматься гимнастикой, надо посоветоваться с врачом или с преподавателем физкультуры.

Закаливание организма детей. Важным средством физического воспитания детей является также использование солнца, воздуха и воды для закаливания еще не окрепшего детского организма. Но пользоваться солнцем и водой нужно умело. Перед купанием реоенок должен отдохнуть. После купания загорать не рекомендуется.

Дети должны как можно больше находиться на воздухе. Не следует слишком тепло одевать их: перегревание организма способствует простудным заболеваниям. Чтобы уберечь ребенка от простуды, надо оберегать его от сквозняков, от быстрого охлаждения организма.

Полезны воздушные ванны в течение 5—10 минут перед сном. Воздушные ванны следует принимать при открытой форточке или в хорошо проветренной комнате.

Занятия спортом. Есть еще такие родители, которые занятия детей физкультурой и спортом рассматривают как пустое времяпрепровождение. Они недооценивают роль физических упражнений и игр для формирования организма детей, для разностороннего их развития. Надо поощрять занятия детей в физкультурно-спортивных коллективах и обеспечивать их необходимым спортивным инвентарем.

Детям очень полезно ходить на лыжах, бегать на коньках, играть в волейбол, ездить на велосипеде, но заниматься этими видами спорта надо в меру.

Необходимо соблюдать советы школьного врача, преподавателя физкультуры. Например, продолжительность лыжных прогулок детей 4—5—7 лет не должна превышать 15—20 минут. Учащиеся начальных классов, впервые вставшие на лыжи, могут заниматься до 30 минут. Учащиеся 5—7-х классов, овладевшие лыжной техникой, могут ходить на лыжах 1—1 1/2 часа. Школьники старших классов по выходным дням и во время зимних каникул могут совершать более продолжительные лыжные походы.

Полезным видом спорта является фигурное катание на коньках. Оно вырабатывает у детей стройную фигуру и способствует хорошей осанке. Этим видом спорта могут заниматься школьники любого возраста.

Начиная с 10 лет дети могут заниматься такими видами спорта, как настольный теннис, волейбол. Подростки 12—15 лет обычно с увлечением занимаются в секциях баскетбола, футбола, хоккея. С 13—14 лет подростки могут заниматься спортивной гимнастикой (упражнения на перекладине, брусьях, на кольцах и других снарядах). Подростки, юноши и девушки увлекаются велосипедным спортом.

Родителям надо следить за тем, чтобы дети не перегружались спортивными занятиями. Иначе вместо пользы занятия спортом принесут вред здоровью детей.

Туристские походы и прогулки. Средством физической закалки детей служат также туристские походы. Они расширяют кругозор детей, содействуют их физическому воспитанию.

Очень важным средством физического воспитания детей являются также прогулки. Их лучше организовывать в выходные дни и в каникулы. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему развитию их.

Соблюдение правил санитарии и гигиены. Физическое воспитание включает в себя также приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, умывание и регулярное посещение бани — все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Некоторые школы разрабатывают «памятки» для родителей, как надо формировать у детей санитарно-гигиенические навыки. Вот одна из таких «памяток».

«Родители, следите за чистотой и опрятностью ваших детей!
1) раз в неделю мыться в бане;
2) стричь волосы или держать в порядке прическу;
3) стричь ногти на руках и на ногах;
4) ежедневно перед сном чистить зубы;
5) утром тщательно мыть руки, лицо, шею и уши;
6) заниматься по утрам физкультурой;
7) иметь чистое нижнее белье;
8) ежедневно чистить костюм, пальто и обувь, следить за тем, чтобы были пришиты
пуговицы и вешалка;
9) иметь в кармане чистый носовой платок, карман содержать в чистоте и не держать
в нем ненужных вещей;
10) иметь костюм и обувь для физкультурных занятий в школе (трусы, майка, тапочки);
11) содержать в чистоте портфель и книги».

Об этих правилах следует напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.

Одним из главных условий правильного физического воспитания детей является забота родителей о чистоте помещения, где живут, занимаются и отдыхают дети.

Развитие художественного вкуса у детей.

Важным средством всестороннего развития детей является эстетическое воспитание. Оно направлено на развитие у детей способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в природе, в общественной жизни и в искусстве.

Знакомство с лучшими произведениями литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяет кругозор детей и помогает им ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе.

Н. К. Крупская в статье «О задачах художественного воспитания» писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Музыка — могучее средство воспитания. Она оказывает глубокое влияние на человека, на его переживания, чувства и настроения. Она помогает лучше понять жизненные явления и пробуждает в человеке лучшие чувства. Музыка помогает бороться с грубостью, некультурностью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Поэтому надо приучать детей к сознательному восприятию музыкальных произведений.

Важно также приучать детей к пению. Пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему народу, к его творческому наследию.

Одним из средств художественного воспитания детей является общение их с природой. Известный русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что прекрасные окрестности города, села, колыхающиеся поля являются замечательными воспитателями детей.

Красивый пейзаж родного края не только развивает эстетические чувства у детей, но и пробуждает у них любовь к Родине. Чтобы полюбить свой край, надо знать его, надо познакомиться с его природой, с его людьми.

Для развития художественного вкуса нужно поощрять участие детей в кружках художественной самодеятельности, их литературно-художественное творчество. Некоторые родители смотрят на участие детей в кружках художественной самодеятельности как на бесцельное занятие. Такой взгляд глубоко ошибочен. Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию детей и молодежи. Работа в коллективах художественной самодеятельности вместе с тем помогает воспитанию школьников в духе коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности и организованности.

Родителям нужно знакомить своих детей с живописью. Дети обычно любят рассматривать картины. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны детям. Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины. Знакомство детей с живописью расширяет их кругозор, развивает эстетические чувства.

Многие дети любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений, составлять альбомы из них. Это также способствует развитию у детей художественного вкуса.

Необходимо поощрять занятия детей лепкой, художественным выпиливанием, вышиванием. При этом особенно важно, чтобы дети делали это не только для удовлетворения собственных интересов и потребностей, но и подчиняли свои занятия общественным целям: рисовали для школьной стенной газеты, мастерили и выжигали лодочки или вышивали дорожки для украшения колхозного Дома культуры, выполняли работы из гипса или глины для оформления пионерской комнаты, украшения классного помещения своей школы и т. д.

Организация внеклассного чтения. Хорошая книга — верный спутник в жизни человека. Особенно велико значение хороших книг для детей. Дети и подростки только вступают в жизнь. У них еще нет жизненного опыта. В книгах они найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Внеклассное чтение помогает формированию у них высоких моральных качеств.

В школьные годы родителям вместе с учителями необходимо следить за внеклассным чтением детей, помогать им в выборе книг и приучать к регулярному чтению. Иногда дети младших классов читают все, что попадает им в руки, в том числе и книги, предназначенные для взрослых. Непонятные и недоступные для детей книги могут отбить у них охоту к чтению. Существуют рекомендательные списки книг для внеклассного чтения, в которых указывается, для детей какого возраста предназначается та или иная книга. Пользуясь такими списками, родители могут более успешно руководить детским чтением.

Иногда дети при чтении художественного произведения с интересом следят за действиями любимых героев, с нетерпением ждут развязки, а на описание природы и обстановки, в которой протекают события, не обращают внимания: опускаются целые страницы, посвященные описанию пейзажа, характеров людей. Родители не могут безразлично относиться с такому выборочному чтению. Надо привлечь внимание детей к описанию красот природы, попросить их пересказать прочитанное.

В беседах с детьми о внеклассном чтении следует рекомендовать им соблюдать следующие правила: 1. Читай книгу вдумчиво, не спеши. 2. Выписывай мысли, которые тебе больше всего понравились в книге. 3. Если встретишь в книге непонятные слова, обращайся к словарям и справочникам. 4. Веди дневник чтения. 5. Не читай лежа. 6. Не читай в сумерки — испортишь зрение.

Необходимо поощрять создание школьниками личных библиотек, помогать им пополнять эти библиотеки новыми, интересными книгами.

Время от времени нужно просить сына или дочь почитать вслух интересную книгу и таким образом пробудить и закрепить у них интерес к внеклассному чтению, привлечь их внимание к основной идее книги.

Воспитание навыков культурного поведения.

Наши дети должны вырасти культурными и образованными людьми. С малых лет нужно приучать их к соблюдению правил культурного поведения, принятых в советском обществе.

Культурность человека проявляется прежде всего в умении правильно организовать свой труд и отдых. О культуре детей надо судить не только по тому, что они знают, но и по тому, что и как они делают. Приучить детей к культуре труда — это значит приучить их к организованности в труде, к четкости во всякой работе. Суматоха и беготня снижают качества любых занятий. Если при подготовке домашних заданий ученик не отвлекается, если все необходимое для занятий — учебники, тетради, чернила, карандаши — у него под рукой, он быстрее и лучше выполнит уроки.

Очень важно научить детей планировать время и бережно относиться к нему, правильно чередовать труд и отдых. Свободные от учебных занятий часы следует заполнять разумными развлечениями и полезной деятельностью. Домашнее чтение, спорт, фотосъемка, конструирование и моделирование, различные игры, прогулки, помощь родителям в их домашней работе или самообслуживание — вот чем могут заняться школьники в неучебное время. Все это способствует выработке у них устойчивых навыков организованного поведения.

Культура поведения обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим, Чтобы дети выросли вежливыми и чуткими, их надо с малых лет приучать приветливо здороваться и прощаться со старшими и сверстниками, уступать место старшим в трамвае, автобусе и т. д. но иногда бывает так, что родители не придают этому серьезного значения.

В трамвае мама и восьмилетний Андрюша сидели на первой скамейке. В вагон вошла старая женщина. Она попросила Андрюшу уступить место. Андрюша начал было подниматься, но мать, положив руку па его плечо, заставила его снова сесть и сердито сказала старушке: «Это детское место, и он имеет право сидеть!» Мать поступила неправильно.

Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива.

Уже детей дошкольного возраста рекомендуется приучать обращаться к старшим и незнакомым на «Вы», желать «Доброго утра» и «Спокойной ночи» всем членам семьи. Хорошо воспитанные дети обязательно благодарят за оказанную услугу, сказав: «Спасибо», «Благодарю вас». Детей среднего и старшего возраста надо приучать сопровождать свои просьбы словами: «Пожалуйста», «Будьте добры», «Если вас не затруднит». Если произойдет какая-либо неловкость, дети первыми должны извиниться словами «Простите», «Извините», «Виноват». Обратившись к взрослому незнакомому человеку, они должны сказать: «Разрешите спросить» или «Скажите, пожалуйста». Прежде чем войти в чужую комнату, дети должны попросить разрешения словами: «Можно войти» или «Разрешите войти».

Дети и подростки, которые искренне уважают и ценят старших, всегда охотно и с готовностью уступят им место, помогут перенести вещи, подадут стул и проявят другие признаки внимания, чуткости и заботливого отношения к старшим.

Надо приучать детей к соблюдению правил поведения в общественных местах: вытирать ноги при входе в помещение и снимать головной убор, не толкаться в дверях, не шуметь, не сорить, не опаздывать к началу киносеанса или спектакля, не занимать чужие места в театре, клубе, кино, не вмешиваться в разговор старших, не мешать окружающим, не быть навязчивыми.

Одним из признаков культурности человека является скромность. Чем культурнее человек, тем он скромнее, тем меньше в нем высокомерия и зазнайства. Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Он не считается с окружающими. К сожалению, у некоторых детей иногда появляются зазнайство и хвастовство. Успехи в учении, в спорте кружат им голову, и они начинают с пренебрежением относиться к своим товарищам. Иногда дети начинают похваляться не своими заслугами, а заслугами отца или матери. Надо внушать детям, что скромность украшает человека. Это ценное качество характера. Скромный человек относится к другим людям, как к равным, уважает их, ценит их знания, опыт. Он требователен к себе, прост в обращении и не старается выделиться среди других людей.

Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность-это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей. С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. От детей старшего и среднего возраста нужно требовать, чтобы в споре с товарищами они не горячились, а спокойно доказывали свою правоту, не сердились на справедливую критику, а на несправедливую возражали в тактичной форме. Сдержанные дети не станут по всякому поводу вступать в ссоры с товарищами, с младшими или старшими братьями и сестрами. Они терпеливо ждут начала обеда, прогулки.

В воспитании сдержанности, как и других качеств, велика роль примера старших. Необходим постоянный контроль за поведением детей. Этот контроль особенно нужен в младшем возрасте, когда у детей только начинают складываться навыки и привычки поведения.

Культурность человека выражается не только в делах и поступках, но и в его речи. Надо следить за тем, чтобы дети говорили правильным языком, не допускали грубых и вульгарных выражений. Большую помощь в этом могут оказать лучшие произведения художественной литературы, написанные прекрасным языком. Надо приучать детей к регулярному чтению произведений классиков художественной литературы, просить их пересказать содержание прочитанной книги и таким путем развивать их речь, обогащать их язык.

Родителям и всем взрослым членам семьи надо следить за своей речью и выражать свои мысли ясно и точно, правильным языком. Ни в коем случае нельзя допускать сквернословия, чтобы не подавать детям дурной пример. Иногда некоторые дети употребляют бранные слова, не понимая их смысла. Следует разъяснить, что произносить такие слова неприлично, и следить за тем, чтобы они не повторяли их.

В разговоре со взрослыми и между собой дети часто употребляют такие слова и выражения, как «ага», «угу» (вместо «да»), «куда ты смылся», «жутко красивое платье» и т. п. Иногда дети зовут друг друга «Петька», «Гришка», «Майка», «Зойка» и т. д. или наделяют друг друга различными кличками и прозвищами. Родители не могут оставлять все это без внимания. Нужно разъяснять детям, что кличками и прозвищами они оскорбляют других детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения обязательно включает развитие у детей хорошего вкуса. Нужно с самых ранних лет прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде. Иногда некоторые родители вместо скромного платья шьют девочкам наряды по последней моде, покупают им туфли на высоком каблуке. Все это портит вкус у детей.

Детей надо одевать просто, но опрятно. Необходимо приучать их самостоятельно, без напоминаний, чинить свою одежду, чистить обувь, штопать чулки, пришивать пуговицы. Одежда ооычно дисциплинирует детей. Чисто и опрятно одетые дети ведут себя лучше детей, одетых небрежно, безвкусно. Неряхи, которые не следят за своии платьем, за чистотой тела, обычно небрежно относятся и к своей работе, к окружающим людям.

Очень важно приучать детей соблюдать правила приличия за столом. Для примера укажем некоторые из них. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки. Сидеть за столом надо прямо (не на конце стула и не привалясь к его спинке), нельзя класть локти на стол, очень низко наклоняться над тарелкой, болтать ногами, толкать соседей, громко разговаривать. Есть надо не торопясь, без жадности, но и не слишком медленно, чтобы не отставать от других. Неприлично и вредно читать во время еды. В этом проявляется неуважение к сидящим за столом и вместе с тем нарушается правильный процесс принятия пищи. Перед тем как выйти из-за стола, дети должны поблагодарить родителей или хозяев дома. Нельзя допускать, чтобы дети ели на улице, это неприлично и негигиенично.

Дети должны строго соблюдать личную и общественную гигиену. Содержание в чистоте своего тела, одежды, постели, жилого помещения сохраняет здоровье человека. Правильно поступают родители, которые приучают детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, уши, шею, ежедневно чистить зубы, причесывать волосы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, регулярно проветривать комнату.

Необходимо обращать внимание на осанку и походку детей. Иногда некоторые дети и подростки, юноши и девушки горбятся, некрасиво шаркают подошвами, скашивают пятки, ходят, вихляясь и размахивая руками. Все это поправимо. У детей можно выработать привычку держаться прямо, не горбясь и не сутулясь, не выпячивая грудь и живот. Можно отучить их также от ненужной суетливости, от излишней жестикуляции.

Очень важно, чтобы дети умели сами контролировать свое поведение. Ведь не всегда они бывают под присмотром старших. Большую часть времени дети проводят на улице, в общественных местах. Иногда бывает так, что в школе и дома дети и подростки вежливы и организованны, а на улице, в кино, в парке они нарушают правила социалистического общежития. Объясняется это тем, что у них еще не сложились прочные и устойчивые навыки и привычки культурного поведения, а также нет умения контролировать свои поступки.

Иногда некоторые юноши и девушки полагают, что проявление вежливости требует каких-то особых манер. В действительности это не так. Никакие манеры и особые жесты не помогут, если у юноши или девушки нет внутренней культуры. Внутренняя культура — это главное, что определяет достоинства человека, делает его любимым и уважаемым в обществе.

Внутренняя культура поведения заключается прежде всего в глубоком уважении к людям, к старшим, в высокой гуманности, в умении жить и трудиться в коллективе. Никакие манеры не помогут, если у человека нет внутренней культуры и глубокого уважения к окружающим людям.

Организация досуга детей.

Досуг детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дни были для детей днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков», — говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину.

От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность.

Особенно важно хорошо организовать выходной день школьников. Этот день надо целиком использовать для отдыха и развлечения детей.

Многие родители свои выходные дни стараются проводить вместе с детьми. Особенно ценны прогулки с детьми в праздничные дни: Первого мая, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции и др. Они оставляют большое впечатление у детей. Нарядно украшенный город или село, иллюминация, портреты и плакаты, праздничное настроение людей — все это вызывает у детей радость и надолго запечатлевается в памяти. Эти переживания способствуют воспитанию детей в духе советского патриотизма, в духе любви к своему народу.

Для детей особенно полезен отдых активный, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми. Поэтому родителям нужно заботиться об организации походов и путешествий, спортивных игр и развлечений. Дети любят занятия, связанные с переменой мест, с новыми впечатлениями. Это стремление детей к новым местам и необходимо использовать для организации их активного отдыха в выходные дни и во время школьных каникул.

Следует поощрять коллективные занятия и развлечения детей в часы досуга. Различные игры, совместное чтение, посещение кино, театров, музеев — все это сближает детей и развивает у них чувство коллективизма.

Свободное время у школьников бывает не только в выходные и праздничные дни, но и в обычные рабочие дни, после приготовления уроков. Нужно следить за тем, чтобы это время дети больше проводили на воздухе, занимались спортом, подвижными играми.

Нужно поощрять занятия детей фотосъемкой, конструированием, авиамоделированием и т. п. Такая смена занятий весьма полезна. В процессе деятельности дети приучаются к труду и дисциплине, приобретают ценные практические навыки. Серьезную ошибку допускают те родители, которые стремятся предоставить своим детям готовые развлечения и удовольствия. Это противо-речит особенностям детей, стремящихся к активности и самостоятельности.

Семья и школа.

У советской семьи и школы одна цель — воспитать достойных строителей коммунизма. Поэтому они должны взаимно поддерживать друг друга: учителя, классные руководители должны проявлять большой интерес к делам семьи; семья же, в свою очередь, интересоваться всем происходящим в школе.

Особенно важно поддерживать постоянную связь с классным руководителем. Он обычно дает советы об организации домашних занятий школьников, их режиме, выборе книг для внеклассного чтения.

Тесная связь родителей со школой помогает вовремя внести необходимые поправки в воспитание детей и предупредить их дурные, неправильные поступки.

Многие родители поддерживают такую связь со школой, советуются с учителями о воспитании детей и поэтому добиваются серьезных успехов. Но, к сожалению, есть еще родители, которые очень редко заглядывают в школу. Они неправильно считают, что их дело кормить и одевать детей, а воспитывать должна школа. Таким родителям следует еще раз напомнить, что семья и школа должны помогать друг другу в сложном и ответственном деле воспитания детей.

Советская семья и школа призваны общими усилиями решать почетную и ответственную задачу — воспитывать новых людей — активных и сознательных строителей коммунизма.

предыдущая страница
оглавление
следующая страница