На главную

Воспитание детей в семье.


 

Дети - наше будущее.

Воспитание детей — это подготовка светлого будущего человечества. Чем лучше будет воспитано молодое поколение, тем быстрее наша страна придет к сияющим вершинам коммунизма.

От воспитания детей во многом зависит и будущее каждой семьи, самих родителей. Замечательный советский педагог и писатель А. С. Макаренко справедливо говорил, что наши дети — это наша старость. Жизнь полностью подтверждает эти слова. Если родители правильно, хорошо воспитывают детей, они обеспечивают себе счастливую старость. Дети скрашивают последние годы их жизни, приносят им много радости. Если же родители не заботятся по-настоящему о воспитании детей, не проявляют к ним внимания, дети приносят им потом немало неприятностей.

В каждой семье под руководством родителей растет и формируется будущий гражданин. Он должен стать достойным преемником славных революционных традиций советского парода, активным и сознательным строителем нового, коммунистического общества. Поэтому воспитание детей в нашей стране является делом большой государственной важности.

В новом законе о школе, принятом Верховным Советом СССР в декабре 1958 года, указаны основные пути подготовки молодого поколения к жизни, к полезному труду, воспитания молодежи в духе высоких и благородных идей коммунизма. Вместе со школой эти задачи призвана решать и семья.

Родители — первые воспитатели детей.

Дети воспитываются в яслях, детских садах, в школах и во внешкольных учреждениях. Важная роль в воспитании детей принадлежит пионерской и комсомольской организациям. Но первыми их воспитателями являются родители. Они постоянно общаются со своими детьми и оказывают серьезное влияние на формирование их мировоззрения, морального облика, на развитие их характера.

Родители влияют на детeй в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным.

Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания. Воспитание детей — это самая почетная и ответственная обязанность матери. Роль отца в этом тоже очень велика: отец, который не занимается воспитанием детей или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга. Разумеется, детей воспитывают не только отец и мать, но и остальные члены семьи.

Воспитание детей — дело трудное, кропотливое. Оно требует от родителей прежде всего большой любви к детям. Но одной любви недостаточно. «Любить детей и курица умеет»,— говорил А. М. Горький. Кроме любви к детям, родителям нужны педагогические знания и навыки. Они должны обладать высокими моральными качествами, чувствовать большую ответственность перед обществом за воспитание детей.

Огромное значение имеет понимание цели и задач воспитания Высокие человеческие качества не приходят сами собой - их надо воспитывать у детей целеустремленно и последовательно.

Одного жизненного опыта для этого недостаточно. Новбходимо знакомиться с педагогической литературой, советоваться с учителями и воспитателями, наблюдать практику воспитания в других семьях.

Некоторые родители надеются на то, что в воспитании детей все само собой получится. Это приводит обычно к серьезным ошbбкам и недостаткам в воспитании детей. Родители или чрезмерно опекают своих детей, или оставляют их без всякого надзора и внимания. Не всегда учитываются возрастные особенности и индивидуальные различия детей.

Особенно большие трудности представляет выбор наиболее эффективных методов воздействия на детей. В воспитании не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью и дающих в большинстве случаев положительные результаты.

Рассмотрим основные вопросы воспитания детей в семье.

Формирование морального облика детей в семье.

Воспитание нового человека - строителя коммунистического общества - требует прежде всего развития и закрепления у детей высоких моральных качеств.

А.С. Макаренко, отвечая на вопрос, когда нужно начинать воспитание моральных качеств у детей, сказал: «Как можно раньше». Иногда некоторые родители рассуждают так: «Вот подрастут дети, тогда они сами научатся отличать дурное от хорошего, сами усвоят правила нравственного поведения». С таким утверждением нельзя согласиться. Бесспорно, сложные задачи нравственного воспитания в полном объеме решаются не в первые годы жизни, а в более зрелом возрасте. Однако формирование будущего характера и поведения начинается в самом раннем детстве. Уже в первые годы ребенок постепенно начинает понимать, что хорошо и что плохо в его поведении и в поведении товарищей и старших.

Поэтому формирование высоких моральных качеств и преодоление отрицательных качеств нельзя откладывать на более старший возраст. Начиная с первых лет жизни, детей нужно приучать к труду, к правдивости и честности, приучать с уважением относиться к старшим.

Дети отличаются высокой восприимчивостью. Поэтому у них быстрее формируются и закрепляются навыки и привычки. Эти навыки и привычки — не только положительные, но, к сожалению, и отрицательные — потом долго сохраняются. Если ребенка дошкольного возраста пугали темнотой, «лешими» и «домовыми», то он и в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату и испытывать чувство страха перед «нечистой силой». Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших, то он и впоследствии может остаться неправдивым, лживым.

Воспитание моральных качеств у детей — дело сложное. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу при условии, если им заниматься серьезно и систематически, если своевременно предупреждать недостатки в поведении детей. Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении, заменять их новыми положительными качествами.

Ценные советы о нравственном воспитании детей оставил А. С. .Макаренко. Он рекомендовал, например, для воспитания правдивости и честности у ребенка ничего не прятать от него, но следить за тем, чтобы он ничего не брал без спроса.

Надо разъяснять детям, что правдивость заключается не только в том, чтобы говорить правду, но и выполнять свои обещания, крепко держать свое слово. Правдивый и честный человек честен во всем — и в большом и в малом.

Хорошим средством патриотического воспитания детей в семье являются непринужденные беседы, а также чтение книг о нашей Родине, о мужественных борцах за мир.

В семье могут быть использованы и некоторые игровые формы. Так проведение в семейном кругу интересной и увлекательной игры «Путешествия по просторам родины чудесной» не только расширяет кругозор детей, но и оказывает на них воспитательное воздействие.

Очень хорошо, если родители посещают с детьми музеи, выставки, организуют прогулки по городу и экскурсии в природу, знакомят их с историческими памятниками, связанными с революционным прошлым. Все это помогает воспитанию у детей любви к своему родному краю.

В условиях нашей многонациональной страны часто вместе учатся дети разных национальностей. Задача родителей воспитывать детей в духе уважения к любой национальности. Для этого необходимо рассказывать им о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в науку, культуру, искусство.

В практике семейного воспитания иногда обращается внимание на воспитание лишь неорганизованных, недисциплинированных детей. На остальных же детей воспитательное воздействие не оказывается. Они рассматриваются как «благополучные». А между тем из этих «благополучных» детей нередко вырастают индивидуалисты и эгоисты, приспособленцы и карьеристы.

В воспитании нуждаются все без исключения дети. Ведь высокие принципы коммунистической морали вырабатываются не сами собой, не в порядке самотека — их надо активно внедрять в сознание детей.

Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знании и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. Чаще всего дети подражают родителям. При этом они подражают как хорошим, так и плохим поступкам.

Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.

Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии с интересами всего советского общества.

Вoт что рассказал отец одного из учеников VI класса: «Я никогда не позволю при ребятах осудить действия своей жены, никогда не позволю сказать грубого слова или ругаться в присутствии детей. Так же сдержанна при детях и жена. Это умение держать себя мы воспитываем и в детях. Два раза мы никогда не повторяем своих требований к детям, причем требуем и заставляем делать то, что посильно ребенку. Ребята у нас все дружные и выдержанные, помогают друг другу и защищают один другого. Очень важно, чтобы в семье любили одинаково всех детей, чтобы они не чувствовали, что одного любят больше, а другого меньше.

Большинство родителей воспитывают детей своим честным отношением к труду: они работают так, чтобы дети могли гордиться ими.

Например, отец одного из учеников Павлышской школы Кировоградской области, слесарь, заболел. Врач дал ему отпуск по болезни на две недели. Но уже через неделю отец вышел на работу. Когда он возвратился домой, двенадцатилетний сын обратился к нему с вопросом: «Почему ты, папа, ушел сегодня на работу? Ведь тебе можно было еще неделю пробыть дома». Отец ответил: «Я чувствую себя хорошо, а лежать мне некогда: скоро начнется сев, надо ремонтировать тракторы».

Сын надолго запомнил слова отца. Наблюдая в семье честное и добросовестное отношение родителей к труду, этот школьник рос честным и дисциплинированным мальчиком.

По-иному ведут себя дети, родители которых показывают отрицательные примеры поведения.

Например, молодая здоровая колхозница, мать двух школьниц, была занята своими домашними делами. Увидев в окно посыльного из правления колхоза, направляющегося к ее дому, она легла в постель и притворилась больной. Ссылаясь на «тяжелую болезнь», она отказалась выйти на работу. Дети с недоумением смотрели на мать, которая дала им наглядный пример лжи и лицемерия.

Другой пример. Мать читает интересную книгу. Раздается звонок. Мать зовет дочь — восьмилетнюю Люсю — и говорит: — Пойди отвори дверь и, если это Анна Ивановна, скажи, что меня нет дома. — Девочка бежит, отворяет дверь и точно выполняет поручение матери.

Пройдет немного времени, и эта девочка сама станет говорить неправду, будет обманывать окружающих людей.

Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестер привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царит грубость и невнимательность в отношениях между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными.

Особенно отрицательно сказываются на воспитании детей пережитки прошлого, от которых не освободились еще многие родители. До сих пор в нашем быту мы сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверие и др. Наблюдая эти явления в семье, дети привыкают к ним и нередко совершают поступки, недостойные советского человека.

Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на характер и поведение детей. Дети сознательно и добровольно выполняют требования и желания родителей и стремятся подражать им во всем. «Самый смысл авторитета, — говорил А. С. Макаренко, — в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».

Иногда некоторые родители ошибочно думают, что авторитет дается от природы, что это какой-то особый талант.

В действительности дело обстоит не так. Авторитет может быть создан в каждой семье. Основой его является вся жизнь и работа родителей, их повседневное поведение. Опыт семейного воспитания показывает, что каждый родитель может создать и укрепить свой авторитет и тем самым повысить воспитательную роль личного примера в воспитании детей.

Приучение детей. Большое место в воспитании детей занимает приучение их к правильному поведению. Важно приучать детей преодолевать трудности, переносить некоторые лишения. Конечно, эти трудности и лишения не следует создавать искусственно. В учении и труде, при выполнении общественных поручений дети встречают немало трудностей, преодоление их закаляет характер детей.

Соблюдая режим, дети приучаются к правильному поведению. Например, ребенок ежедневно в определенное время встает с постели и ложится спать. Постепенно это входит у него в привычку, и ему не приходится об этом напоминать.

Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, например приучать к чистоте и опрятности, к вежливости. Делать это надо изо дня в день, до тех пор, пока у детей не выработаются устойчивые навыки и привычки.

Необходимо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки и привычки, выработанные в детстве, обычно сохраняются и в зрелые годы.

Очень важно приучить детей к послушанию старшим, к организованному и дисциплинированному поведению дома, на улице, в общественных местах. Дети приучаются к этому под влиянием окружающей обстановки и контроля за их поведением со стороны старших. Конечно, дисциплинированное поведение детей — это не слепое повиновение старшим, а сознательное и добровольное выполнение норм и правил социалистического оощежития. Когда ребенок понимает, для чего и почему надо пыполнить то или иное дело, он проявляет инициативу, активность и днсциплинированность.

Выдающийся советский педагог и общественный деятель Н. К. Крупская в одной из своих статей приводит такой пример сознательной и добровольной дисциплины: «У мальчика заболела мать. Ей надо достать лекарство. За лекарством надо идти десять верст. На дворе ночь. Мальчик любит мать. Его никто не посылает за лекарством. Но он берет рецепт и один ночью, не отдыхая ни минуты, идет через лес, чтобы достать матери лекарство. Что заставляет его так действовать? Любовь к матери и сознание того, что лекарство спасет мать»

Поощрение и наказание детей. Большую роль играет поощрение детей за хорошие поступки и действия. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребенку о его недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков. Обычно дети очень чутко относятся к ласке, одобрению и поддержке близких людей.

Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственные силы, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.

Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы, подарков. Подарки детям надо делать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них. В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей. Поощрения всегда должны быть заслуженными. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое, даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним.

Особенно часто бывает это в семьях, где воспитывается единственный ребенок. В таких семьях нередко вырастают избалованные, неорганизованные, ленивые и неприспособленные люди. Чем больше родители осыпают своих единственных детей ласками и нежностями, похвалами и наградами, тем больше растут их требования и желания. Хорошо эту мысль выразил выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт: «Сначала конфеты, потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами и, наконец, чистый ром», — говорил он.

Безоговорочное удовлетворение всех желаний детей ведет к капризам. Нужно внушать детям, что не всякое их желание может быть удовлетворено.

Очень вредно дарить детям деньги или заключать с ними сделки о премировании деньгами за хорошие отметки. Например, получил школьник пятерку - родители выдают ему за это определенную сумму денег. Дети должны помнить, что учение -это их первейшая обязанность, которую они должны добросовестно выполнять.

Нужно так воспитывать детей в семье, чтобы они вели себя хорошо не ради похвалы или награды, а потому, что они убеждены в необходимости хорошего поведения.

При выборе мер поощрения важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей. Поступок, за который обязательно следует похвалить ребенка младшего возраста, иногда не требует никакого поощрения, если его совершат дети старшего возраста.

Например, первоклассник уступил в трамвае место старику. За этот поступок его следует потом (после выхода из трамвая или дома) похвалить. Если же такой поступок совершил ученик старшего класса, родителям необязательно поощрять его. Старшеклассник сам должен правильно ориентироваться во многих случаях жизни и не ждать каждый раз одобрения или порицания своим поступкам.

Иногда в целях приучения детей к дисциплине и порядку приходится применять наказания. Правда, в хорошей семье наказаний не бывает. Это самый правильный путь семейного воспитания. Однако в отдельных случаях не следует ограничиваться лишь «уговариванием». В тех семьях, где процветает уговаривание, дисциплина у детей начинает снижаться.

Из советской системы воспитания категорически исключаются физические наказания, так как они не только не исправляют ребенка, а, наоборот, портят его. Боясь побоев, дети лгут, скрытничают, хитрят и никогда не расскажут взрослым о своих ошибках и трудностях. Физические наказания очень возбуждают нервную систему детей. Поэтому дети порой не могут взять себя в руки, озорничают еще больше и все делают наперекор.

Не следует также грубо бранить и оскорблять детей. Это унижает достоинство ребенка и обижает его, портит отношения с родителями.

В тех случаях, когда убеждение не помогает и ребенок держит себя развязно, грубит, бездельничает, хотя и понимает, что это нехорошо, следует наказать его. Лучше применять такие меры: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки, проявить холодность в отношении к школьнику до тех пор, пока он не исправится. Но не следует «пилить» ребенка или бесконечно напоминать ему о совершенном поступке. Это не оказывает действия, а лишь раздражает ребенка.

Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков. Например, мальчик мешает старшему брату готовить уроки. На просьбы брата отойти от стола и заняться другим делом он не обращает внимания и продолжает шалить. В этом случае отец, мать или еще кто-либо из старших делает замечание мальчику и осуждает его поступок. Внушительно сделанное замечание часто является вполне достаточным средством для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Нужно только это замечание делать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде «Тише!», «Не шуми!», «Перестань!» и т. п.

После замечания не следует сразу же ласково обращаться с детьми. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.

В практике семейного воспитания применяется и такая мера наказания: родители некоторое время не разговаривают с провинившимися детьми. В тех семьях, где дети любят и глубоко уважают своих родителей, они тяжело переносят эту меру наказания и стараются вести себя лучше.

При наказании детей не следует внушать им, что они неисправимы. Наоборот, надо выразить уверенность в том, что ребенок исправится, и указать ему пути улучшения его поведения. Если ребенок осознал свой поступок и искренне раскаивается в нем, то его можно не наказывать, но усилить контроль за его поведением.

Особенно осторожно следует применять наказание по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока они не перестанут капризничать. Если такого ребенка уговаривать или наказывать, он будет продолжать капризничать, плакать. Если же родители оставляют его в покое и как бы не замечают его капризов, он обычно перестает плакать и ведет себя лучше.

Всякое наказание должно быть справедливым. Несправедливые, необоснованные наказания отдаляют детей от родителей. Разочарование в справедливости взрослых накладывает неизгладимый след на психику ребенка. В особенности родителям не следует срывать на детях свое плохое настроение или раздражение собственными неудачами.

Бывает и так, что родители в припадке вспыльчивости сурово наказывают своих детей, но потом, через несколько минут, ласкают их, делают им подарки, чтобы подчеркнуть свое раскаяние. Есть и такие родители, которые сперва покричат на своих детей, побранят их, а потом уступят и разрешат все, чего требуют дети. В результате такой непоследовательности родителей в характере ребенка появляются черты упрямства. Добиться послушания от него становится все труднее, и в этом виновны сами родители.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требований к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д. недопустимы, в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они ни поступали.

— Вот видишь, какой папа добрый, — заявляет дочь матери, — а ты меня не любишь и всегда наказываешь...

И ей начинает казаться, что мать в самом деле чересчур строга. Она начинает ссориться с матерью, жаловаться на нее отцу. Так исчезает дружба в семье.

Требовательность к детям и контроль за их поведением. Детям нужно предъявлять определенные требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает привычку владеть собой, управлять своими поступками.

Уже в дошкольные годы надо требовать от детей, чтобы они убирали свои игрушки после игры, мыли руки перед едой, приветствовали старших, благодарили их за оказанную помощь и т. д.

По мере роста и развития детей круг требований к ним расширяется и требования эти усложняются.

Отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к появлению среди нашей молодежи бездельников и тунеядцев, стремящихся жить легко и беззаботно, за счет других и прежде всего за счет родителей.

А. С. Макаренко, подводя итоги своего многолетного педагогического опыта, говорил: «Моим основным принципом (а я считал, что это принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Чем больше мы уважаем человека, тем больше требуем от него. Некоторые родители ошибочно считают, что чем больше они будут баловать и нежить своих детей, тем крепче дети будут любить их. Это неверно. Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.

Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним, с разумной любовью. Лаской и любовью к детям, уважением к ним родители могут вызвать у них хорошие чувства, воспитать ценные навыки и привычки поведения.

К сожалению, есть еще родители, которые предпочитают вызывать у своих детей страх и трепет, а не смех и жизнерадостность. Чрезмерно строгий подход к детям так же вреден, как и отсутствие требовательности.

Высокая требовательность к детям необходима со стороны всех членов семьи. На страницах журнала «Семья и школа» рассказано об опыте воспитания детей в семье колхозников Кирсановых. В этой семье вошло в обычай: каждый вечер дети отчитываются перед родителями о своих делах за день. Если кто-либо из детей уклоняется от работы, вся семья обсуждает этот поступок.

Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах. Но этот контроль не должен быть назойливым. Излишняя опека со стороны родителей нередко вызывает у детей, особенно у подростков, законную обиду. Им не нравится, когда родители следят за каждым их шагом, вмешиваются в их отношения с товарищами. Разумеется, контроль за поведением детей необходим, но он не должен сковывать их инициативу, оскорблять их самолюбие.

В воспитании детей особенно важно обеспечить единство требований со стороны школы и семьи, учителей и родителей. В школе детям внушают, что людей, проживших долгую трудовую жизнь, нужно уважать. Но иногда, придя домой, ученик слышит, как грубо его мать или отец разговаривают с бабушкой. Влияние дурного примера родителей снижает эффективность воспитательного воздействия школы.

Трудовое воспитание детей.

Важнейшей задачей семьи является трудовое воспитание детей и молодежи.

Великий Ленин еще в 1920 году, в исторической речи на III съезде комсомола, указал на необходимость воспитания молодежи в сознательном и дисциплинированном труде. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами», — говорил В. И. Ленин.

Н. К. Крупская одно из своих писем пионерам и школьникам назвала так: «Надо учиться работать головой и руками». В этом письме она писала: «Стране социализма барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе, в том числе и на технической работе».

Для того, чтобы молодое поколение активно включилось в строительство коммунистического общества, оно должно любить труд, сознательно относиться к нему и уметь работать творчески.

Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде КПСС говорил: «В центре воспитательной работы партия ставит трудовое воспитание всех людей, развитие сознательного, коммунистического отношения к труду».

Чтобы труд стал первейшей жизненной потребностью советских людей, надо с самых ранних лет приучать детей с уважением относиться к труду, психологически и практически готовить их к тому, что в дальнейшем они будут принимать непосредственное участие в общественно полезной деятельности.

С малых лет важно научить детей ценить всякий труд и не уклоняться от него. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.

Многие дети охотно берутся за разнообразную работу. К сожалению, родители не всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол...». Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других, и в общественной работе не принимают участия.

Нужно добиваться, чтобы дети с малых лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи. Мать-героиня А. М. Суханова рассказывает: «С малых лет приучала я детей к труду. У каждого из них есть какие-нибудь обязанности: кто полы подметает и моет, кто белье стирает, кто помогает в приготовлении пищи. В обработке огорода участвует вся семья. Кроме того, старшие дети всегда помогают младшим. Старшие девочки помогали мне нянчить малышей. Все дети послушные. Ни мне, ни отцу не приходится по два раза о чем-либо просить детей или что-либо требовать от них...

Муж приучает мальчиков к работе. Сам он никогда не бывает без дела: и в доме и во дворе всегда найдется что починить, покрасить. И дети берут с него пример: растут трудолюбивыми».

Трудовое воспитание — это главная составная часть коммунистического воспитания детей. Оно должно начинаться с первых шагов сознательной жизни ребенка, с простых и посильных для него дел. Прежде всего нужно приобщать детей к самообслуживанию, к домашней работе.

Перечислим для примера основные, наиболее распространенные виды детского труда в семье: уборка своей постели, содержание в порядке игрушек, помощь в уборке комнаты, приведение в порядок библиотеки школьника, поливка цветов в комнате, умение накрывать на стол перед обедом, уборка посуды после обеда, чистка платья и обуви, уход за огородом и цветником, помощь матери в хозяйственной работе, уход за садом, уход за малышами, заготовка дров на зиму, уход за домашними животными, участие в уборке урожая в саду или на огороде.

Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения.

Основной путь трудового воспитания детей — это вовлечение их в различные виды трудовой деятельности. Одних разговоров о пользе труда недостаточно. Уже в школьные годы дети должны не только учиться, но и трудиться, выполнять посильную общественно полезную работу.

Советская школа перестраивается. Она приближает воспитание и обучение к жизни, готовит подрастающее поколение к производительному труду. Дети с первых лет обучения готовятся к участию в строительстве коммунизма. Уже в восьмилетней школе (на первом этапе среднего образования) учебно-воспитательная работа строится на основе сочетания изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания. Полное среднее образование молодежи, начиная с 15— 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения спроиз-водительным трудом.

Учащиеся старших классов не только овладевают знаниями, расширяют свой политехнический кругозор, но и приобретают какую-либо профессию. Это позволяет им сразу после окончания школы и уже в школьные годы включиться в производительный труд, применить свои знания на практике.

Вчерашняя школьница Зоя Пшенникова — звеньевая молочнотоварной фермы колхоза имени РККА Старожиловского района Рязанской области — пишет: «К сведению тех, кто представляет, что колхозная работа не требует ни знаний, ни умения, скажу: ошибаетесь, товарищи. Мне с первого дня пришлось столкнуться с такими задачами, о которых я и не подозревала. То, что я узнала в школе, очень мне пригодилось. С особой благодарностью вспоминала я уроки биологии и нашу учительницу Веру Ильиничну Панюшкину, практические занятия на ферме, школьное учебно-опытное хозяйство. Все это помогло мне быстрее освоиться на новом месте, найти общий язык с доярками».

Семья может оказать серьезную помощь школе в трудовом воспитании юношей и девушек, в подготовке их к общественно полезному труду. Многие трудовые навыки и умение обращаться с простейшими орудиями труда школьники могут приобрести в семье.

Нужно поощрять занятия детей и подростков моделированием и конструированием, электротехникой и радиотехникой, простейшими столярными и слесарными работами. Для этого необходимо обеспечить их набором простейших инструментов и материалов. Правильно поступают те родители, которые помогают своим детям (старшего и среднего возраста) оборудовать дОма небольшой «рабочий уголок». Самостоятельные занятия техникой — это не простая забава, а важное средство политехнического обучения.

Особенно важно вовлекать детей в сельскохозяйственный труд воспитывать любовь к нему. В саду и на огороде найдется немало полезных и посильных дел, которые помогут детям приобрести трудовые навыки. Дети с успехом могут вскапывать грядки, пропалывать овощи и поливать их, убирать урожай и т. п. Для того, чтобы дети могли применить на практике свои знания по биологии, нужно вовлекать. их в опытническую работу в кружках юных натуралистов. Постановка даже несложных опытов с различными культурами покажет детям, как можно научиться управлять жизнью растений.

Нередко родители знакомят детей со своими профессиями, Если, например, отец работает трактористом или электромонтером, техником или инженером, он может ознакомить детей с различными машинами и механизмами. В результате политехнический кругозор детей значительно расширяется. Вместе с тем они смогут приобрести и некоторые практические навыки в обращении с простейшими инструментами.

Дети школьного возраста с большим интересом слушают рассказы родителей о том, как они работают на заводе или в колхозе, как выполняют свой производственный план.

Но главное, к чему следует стремиться родителям, — это привить своим детям как можно больше практических навыков. Правильно поступают те родители, которые поощряют трудовые занятия своих детей, одобряют их первые успехи в труде.

Ученик 8-го класса Андреевской средней школы Арзамасской области Виктор М. рассказывает: «Отец начал воспитывать у меня любовь к труду еще до школы. Он сделал мне маленькую косу, которой я косил сено; учил меня ухаживать за цветами, за яблонями и даже за пчелами; поручал мне чистить хлев, подметать двор.

Интересно, как отец поощрял эти занятия. Когда я, усталый, возвращался домой с мешком сена за спиной, отец шел мне навстречу. Он брал мешок в руки, делал вид, что тот очень тяжел, и, кряхтя, взваливал его себе на плечи. При этом высказывал изумление, как я мог так много накосить и нести. В такие минуты во мне словно силы прибавлялось, я готов был работать еще и еще. Уходя из дому, отец давал мне какое-нибудь поручение, а по возвращении в первую очередь проверял качество выполненной работы. Если он был доволен, то вытаскивал из сумки и дарил мне какой-нибудь сделанный им самим инструмент: пилу, рубанок, топорик. Это было для меня самым ценным подарком. Когда я подрос, отец договорился с бригадиром колхоза, чтобы мне давали лошадь и позволяли работать на ней. Отец учил меня, как запрягать лошадь, как обращаться с нею».

Этот рассказ школьника показывает, как важно родителям заинтересовать детей трудом, вовремя поощрить их трудовые усилия.

Одинокая мать В. Галиуллина в своем письме в журнал «Семья и школа» рассказывает, что ее два сына, учащиеся 9-го и 10-го классов, во всем помогают ей. Они моют посуду, полы, готовят обед, гладят белье, топят печку, в летнее время ухаживают за огородом. Все это явилось результатом правильного трудового воспитания. «Я приучила детей, — рассказывает В. Галиуллина, — и в мое отсутствие все делать своевременно, по заведенному порядку. Это особенно важно в напряженные дни в конце учебного года. В это время у нас устанавливается особый режим. Когда экзамен сдает один из сыновей, то все работы по дому выполняет другой». Так в этой семье воспитываются и растут умелые и честные труженики социалистического общества.

К сожалению, не во всех семьях так бывает. Нередко родители отстраняют мальчиков от участия в домашней работе, потом спрашивают: «Почему с мальчиками больше возни, чем с девочками? Почему мальчики больше озорничают, дерутся, нарушают школьный распорядок?» Объясняется это чаще всего неправильным воспитанием мальчиков. Девочки обычно с ранних лет вовлекаются в трудовую жизнь семьи. Родители заставляют их убирать постель, мыть посуду, подметать комнату, готовить обед. Мальчиков же родители, как правило, освобождают от трудовых обязанностей в семье, считая, что это дело женское. В результате мальчики с презрением относятся к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и отстраняются от всего, что могло бы дисциплинировать их и приучить к труду.

Трудовые занятия детей в семье протекают более успешно, если родители руководят ими. Нельзя безразлично, безучастно относиться к труду детей, особенно младшего возраста. В одной семье отец дал однажды своим маленьким сыновьям молотки, гвозди, строительный материал и, не показав, что нужно сделать, вышел ненадолго из дому. Когда он вернулся, то увидел, что гвозди были заколочены в пол. Этот пример показывает, что предоставленные самим себе дети по неопытности делают часто не то, что нужно.

Воспитательная роль труда значительно повышается при условии, если детям близка и понятна его цель, если труд доступен детям и сочетается с элементами игры, если дети видят его результаты.

Задача трудового воспитания детей в семье заключается в том, чтобы приучить их к труду, научить выполнять любую посильную работу, выработать у них необходимые трудовые навыки, приучить выполнять работу добросовестно и аккуратно, воспитать чувство ответственности за порученное дело. Все это способствует воспитанию у детей и подростков нового, коммунистического отношения к труду.

предыдущая страница
оглавление
следующая страница