На главную

Уход за ребенком.


 

Рождение ребенка — праздник в любой советской семье. Но, чтобы радость не была омрачена, матери надо хорошо знать, как лучше подготовиться к этому событию, как правильно растить малыша. С появлением новорожденного сразу же возникает много новых забот. Конечно, можно понадеяться на опыт бабушек, тетушек, знакомых, но гораздо лучше самой все заранее узнать, чтобы обеспечить хороший, научно обоснованный уход за младенцем с первых дней его жизни.

Уход за грудным ребенком.

Вещи, необходимые для новорожденного. Ребенку требуется много белья - это знают все. Чтобы всегда иметь чистое белье для малыша, надо запасти 10 распашонок, 6 кофточек, 20 тонких и 10 бумазейных пеленок.

Распашонки и подгузники (пеленки, сложенные треугольником, которые подкладывают между ног) можно купить готовые, но можно и сшить из мягкого светлого материала. Хорошие подгузники получаются из двойного слоя марли.

Кофточки лучше всего иметь вязаные или бумазейные. В первые месяцы жизни ребенок растет очень быстро, через один-полтopa месяца первые кофточки и распашонки становятся малы, поэтому не нужно все белье готовить одного размера.

Лучше пришить к кофточкам не пуговицы, а мягкие тесемки. Рукава делать подлиннее, можно даже наглухо зашить их, чтобы малыш не царапал лицо.

Пеленки рекомендуется делать большие, они дольше служат и удобнее.

Нужно приготовить также 4 чепчика (или 4 косынки), несколько простынок и наволочек, теплое и легкое одеяла, пододеяльники, большую клеенку, которой закрывают матрац, 2 клеенки поменьше (30 х 30 сантиметров), тазик для подмывания, чашку для умывания, кувшин с крышкой или графин для кипяченой воды, банку с крышкой для ваты, баллончик для клизмы, бутылочку вазелинового или подсолнечного масла, баночку с присыпкой.

Желательно, чтобы у ребенка была своя ванночка, однако можно использовать для купания и таз или оцинкованное корыто, выделенные только для этой цели.

Кровать ребенка должна быть устойчивой. Ее можно изготовить самим. Поставить кровать надо в самом чистом и светлом месте, но не около печки или батареи. Ни при каких обстоятельствах не следует ребенку спать в подвесных люльках, качалках, колясках. Нельзя класть малютку в кровать вместе со взрослыми - это негигиенично и даже опасно.

Залог здоровья новорожденного - строжайшая чистота. Об этом не следует забывать. Надо провести генеральную уборку в квартире, вынести все липшее, удалить отовсюду пыль, промыть оконные стекла, убрать с подоконников большие цветы, заслоняющие свет.

Жилище необходимо убирать систематически и тщательно. Причем нужно пользоваться обязательно влажной тряпкой, веником, так как при уборке сухой тряпкой, сухим веником или щеткой пыль, а с нею и микробы не удаляются, а, поднявшись, снова оседают в комнате.

В комнату, где лежит младенец, нельзя входить в верхней одежде, в грязной обуви.

Особое внимание следует обратить на чистоту белья новорожденного. Белье надо выстирать и выгладить; одеяло хорошенько прогладить через мокрую тряпку.

Таз, ванночку, клеенку, графин надо промывать кипятком и убирать в закрытое место.

Ребенку необходим свежий воздух. Поэтому надо обязательно по нескольку раз в день проветривать комнату. Окно или форточку лучше затянуть марлей, чтобы преградить доступ мухам, комарам, пыли.

Мать всегда должна помнить правило: не дотрагиваться до ребенка немытыми руками, не лениться часто мыть руки с мылом. Установлено, что большое число заражений детей различными болезнями, особенно летом, происходит потому, что ухаживающие не соблюдают этого элементарного гигиенического правила.

Как пеленать младенца (рис. 1-8). Сначала надевают распашонку, поверх нее кофточку. Под поясницу подводят подгузник, нижний угол его загибают между ножками, два других угла не очень туго скрещивают на животе и заводят за спину. Получается подобие штанишек. Затем почти до подмышек завертывают ребенка в тонкую пеленку, снизу ее подгибают. Точно так же завертывают и в теплую пеленку. Очень вредно заворачивать младенца в большую клеенку, так как она задерживает испарения и ребенок сильно потеет. Можно подложить маленькую клеенку размером 30хЗО сантиметров.

Ручки ребенка оставляют свободными. Очень важно, чтобы малыш мог свободно двигать руками и ногами. Для него это жизненная необходимость.Поэтому ни в коем случае не надо туго пеленать, стараться вытягивать ножки и ручки, а тем более свивать малютку. Это вредный, дикий обычай.

В комнате лучше не надевать ребенку чепчик и не прикрывать головку.

Малыш должен всегда лежать в чистых пеленках Употреблять высушенные но не выстиранные пеленки не следует, из-за этого могут появиться опрелость, сыпь и т. д.

Организм младенца плохо еще поддерживает нужную ему нормальную температуру, Вот почему важно следить за тем, что-бы в комнате всегда было 20—22 градуса, и не допускать охлаждения или перегревания ребенка. Если, меняя пеленки, заметили, что у него холодные ножки, можно положить к ним теплую (но не горячую) грелку. Если же обнаружилось, что ребенок вспотел, надо завернуть его полегче.

Излишнее укутывание очень вредно - может повыситься температура, появиться понос, заболевания кожи. Кроме того, оно делает малыша слишком чувствительным к малейшему охлаждению, а это увеличивает опасность простуды.

Туалет ребенка. У новорожденного очень тонкая, нежная кожа: ее легко поранить, она подвержена опрелости, гнойничковым заболеваниям и т. д. Между тем для нормального развития ребенка важно, чтобы кожа была в хорошем, здоровом состоянии. А это возможно только при тщательном уходе за ней. Мать должна коротко стричь себе ногти, чтобы нечаянно не поцарапать малыша. Даже малейшее повреждение кожи нередко ведет к серьезному заболеванию. Перед тем как брать ребенка, надо снимать кольца, часы.

Как только отпадет пуповина и до шестимесячного возраста ребенка необходимо купать ежедневно.

Перед каждым купанием надо вымыть с мылом руки и обдать кипятком ванночку. Затем наполнить ее теплой водой (36—37 градусов). Пока ребенка разденут, вода на 1 градус остынет. Измерять температуру рукой не следует: так легко ошибиться, а новорожденный чрезвычайно чувствителен к теплу и холоду. Если у него возникнет неприятное ощущение, то и в дальнейшем он будет бояться купания.

Температура в комнате во время купания должна быть 20—22 градуса. Ванночку или таз ставят на устойчивую подставку, по правую руку на столе или на табурете приготовляют мыло и примерно литр воды в кувши не для обливания (эта вода должна быть на 1 градус холоднее, чем в ванне). Заранее раскладывают на столе белье и пеленку для вытирания.

Купать малыша надо очень осторожно. Ребенка погружают в воду по плечи лежа и следят, чтобы вода не налилась в уши, рот и нос и в глаза не попало мыло. Головка должна лежать на левом предплечье матери, а спинка - на ладони. Сначала 2—3 минуты обливают правой рукой шею и грудку, затем на мыливают детским мылом правую руку и, нe нажимая, моют от лба к затылку голову. Потом смывают мыло, намыливают мягкую рукавичку или тряпочку и моют все тело. Особенно тщательно и бережно надо вымыть за ушами, ручки, разжал их, шейку, под мышками, в паху. Лицо моют кипяченой водой из отдельной чашки. В конце купания перевертывают ребенка на живот и обливают чистой водой; лить воду надо па плечи, а не на голову. Потом заворачивают малыша с головой в чистую простынку и вытирают, поглаживая по ней рукой. Сначала таким образом обсушивают волосы, потом грудь и спину, затем между ножками.

С мылом малыша моют два раза в неделю. Продолжительность ванны — 5—7 минут. Первые два месяца воду, если ее берут из открытого колодца или пруда, надо кипятить.

Бывает, что заживление пупочной ранки задерживается. Лишать ребенка из-за этого на долгий срок первой ванны не следует. Если на 10—12-й день жизни новорожденного пупок еще мокнет, надо обратиться к врачу и с его разрешения начинать купание, но обязательно в кипяченой воде.

На втором месяце жизни следует постепенно делать ванну похолоднее, доводя температуру воды до 34 градусов. Когда ребенку исполнится полгода, можно купать его через день.

Без назначения врача или фельдшера нельзя добавлять в воду дубовую кору, соду и другие вещества.

Иногда на голове младенца бывают тонкие коричневатые корочки. В них гнездится множество микробов, и даже легкая царапина грозит гнойным воспалением. Вот почему не следует, как делают некоторые матери, счесывать эти корочки гребешком. Надо поступать следующим образом: за два часа до ванны смазывать их подсолнечным или вазелиновым маслом и осторожно смывать теплой водой с мылом. Если так делать несколько дней подряд, все корочки легко отпадут.

Утром и вечером необходимо умывать малыша. В специальную чашечку наливают чуть теплую кипяченую воду, смачивают в ней ватку или конец полотенца и обтирают личико, шейку, за ушами. Когда ребенку исполнится полгода, можно умывать его под струей воды. Ручки нужно мыть с мылом и, по мере на добности, стричь ногти. Это имеет большое значение, так как под ногтями у ребенка собирается грязь, а это — источник всякой заразы. Вытирать малыша надо досухa, мягким полотенцем.

Глаза промывают ваткой, смоченной, в кипяченой воде или в растворе борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды). Каждый глаз моют отдельной ваткой, проводя ею от наружного угла глаза к носу. Надо следить, чтобы вода из одного глаза не потекла в другой. Поэтому, промывая левый глаз, поворачивают головку ребенка влево, а промывая правый - вправо. Если в углах глаз скапливаются беловатые комочки, надо делать такие промывания не только утром, но и днем после сна.

Корочки в носу удаляют ватными жгутиками (рис. 9—10), смоченными в масле или в теплой кипяченой воде. Их вводят нежными винтообразными движениями. Для каждой ноздри следует брать отдельную ватку. Если малыш дышит свободно, нет нужды прочищать нос. Так же прочищают уши (рис. 11). Ни в коем случае нельзя пользоваться при этом твердыми предметами, потому что можно поранить кожу слухового прохода.

Рот грудному ребенку протирать никогда не следует. В этом нет никакой надобности, можно лишь повредить нежные слизистые покровы. В ранку, даже самую маленькую, незаметную для глаз, попадут микробы и вызовут воспаление. Не стоит приучать ребенка к пустышке, она не приносит никакой пользы и постоянно грязнится. Если все-таки пустышку дают, надо обдавать ее кипятком, хранить в чистой сухой баночке с крышкой, мыть всякий раз после того, как она выпадет изо рта малыша. (Не следует также детей целовать в губы, так как микробы взрослого человека попадут в рот младенца и могут вызвать тяжелое заболевание.)

Помаравшегося ребенка нужно сразу же тщательно подмыть теплой водой. Удобно при этом воспользоваться куском ваты, чистой ветоши или концом пеленки.

Девочек надо подмывать от живота к ягодицам. Обсушивают кожу, прикладывая чистую пеленку.

На протяжении первых двух месяцев жизни, примерно раз в неделю, после подмывания и купания ребенка смазывают покрасневшие места и складки кожи вазелиновым или подсолнечным маслом. Масло надо предварительно прокипятить. Для этого небольшую бутылку с маслом неплотно закрывают ваткой и опускают в кастрюлю таким образом, чтобы вода была выше уровня масла. При 10-мннутном кипячении микробы, имеющиеся в масле, погибают.

Когда ребенок станет постарше, можно вместо смазывания припудривать кожу тальком. Сыпать его удобно из баночки, повязанной марлей. Рекомендуется смахнуть потом чистой ваткой излишки порошка, чтобы он не набивался в складки кожи. Иначе увлажненный мочой тальк образует жесткие крупинки, которые могут поранить кожу малыша. Прежде чем применять купленный тальк, нужно прокалить его на чистой сковороде.

Пользоваться в качестве присыпки крахмалом, мукой, пудрой нельзя, потому что они не высушивают, а раздражают кожу ребенка. Следует иметь в виду, что если у крепкого, хорошего ребенка кожа здоровая, ее не обязательно присыпать тальком или смазывать маслом.

Грудное вскармливание. Лучшая пища для младенца — молоко матери. В материнском молоке содержатся все вещества, необходимые ребенку, и, кроме того, вещества, защищающие новорожденного от многих заразных болезней.

Образование молока зависит от режима жизни матери, поэтому ей не следует переутомляться, недосыпать. Распространено мнение, будто количество молока находится в прямой зависимости от количества выпитой жидкости. Это не так. Конечно, кормящая женщина должна пить несколько больше обычного, ведь она ежедневно от дает с молоком около литра жидкости. Но нет оснований считать, что если больше выпьешь жидкости, особенно молока, то больше образуется и грудного молока. Пить надо по 8—10 стаканов в день.

Существенного влияния не оказывает в этом отношении и состав пищи. Нужно есть то же, что до беременности, но в несколько большем количестве. Злоупотреблять сильно пахнущими вещест вами (луком, чесноком) не стоит. Категорически запрещаются любые спиртные напитки, в том число пиво. Алкоголь попадает в молоко и причиняет большой вред грудному ребенку.

Чтобы молоко было полноценным, в рацион матери непременно должны входить сырые и вареные овощи, желательно фрукты. Из этих продуктов в молоко попадут витамины, которые необходимы младенцу.

Совершенно бесспорно, что состояние нервной системы женщины оказывает существенное влияние на образование молока. Однако считать, что молоко «пропало» из-за сильного волнения, нет оснований. После каких-либо переживаний может уменьшиться его количество, но если продолжать давать ребенку грудь, оно восстанавливается.

Удовлетворение потребностей новорожденного в молоке зависит во многом от умения матери правильно кормить. Не все дети, когда их первый раз прикладывают к груди, начинают сразу хорошо сосать. Иногда ребенок плохо удерживает сосок, засыпает у груди. Только через несколько дней он приучается высасывать необходимое количество молока. Однако и потом не всегда все идет гладко.

Мать должна на первых порах проявить много терпения.

Самое основное — строго вы держивать сроки кормления. Чтобы пища переварилась в желудке младенца и в груди матери накопилось молоко, требуется примерно три часа. Исходя из этого, рекомендуют до трехмесячного возраста кормить ребенка каждые 3 часа, от 3 до б месяцев — через 3 1/2 часа, после полугода — через 4 часа. На ночь делают более продолжительный перерыв (не менее 6 часов), чтобы отдохнули и младенец и мать.

Дети легко усваивают режим, к которому их приучают. Надо с первых дней жизни новорожденного завести определенный распорядок и не отступать от него. Если малыш проспит срок кормления, можно подождать полчаса, а потом разбудить его и в следующий раз непременно кормить в положенное время.

Неразумно давать ребенку грудь, как только он закричит, ведь не всегда беспокойное поведение вызвано голодом. Значительно чаще оно объясняется другими причинами — пеленки мокрые, пеленание чересчур тугое, ребенок переел и т. п.

Кормить удобнее, сидя на стуле (рис. 12) так, чтобы была опора для спины и поясницы. Когда ребенка прикладывают к левой груди, под левую ногу ставят скамеечку, когда к правой-скамеечку ставят под правую ногу.

Перед тем как начать кормить, малыша надо перепеленать, прочистить, если нужно, носик. Когда у ребенка заложен нос, он ие может как следует сосать. Мать должна вымыть руки и обмыть сосок кипяченой водой. Прикладывать ребенка к груди надо так, чтобы он деснами захватывал не только кончик соска, но и его основание и часть околососкового кружка. Придерживая грудь снизу и сверху, следят, чтобы она не закрывала нос ребенка и он мог свободно дышать. Если нос закрыт и малыш не может сосать, надо подержать его вертикально, пока он не отрыгнет, и продолжать кормление. В каждое кормление дают, как правило, только одну грудь это способствует хорошему образованию молока. В следующее кормление прикладывают к другой груди. Давать в один раз обе груди целесообразно после 7—8 месяцев, когда уменьшается количество молока, а раньше — только с разрешения врача, если установлено, что ребенку не хватает питания.

Чтобы правильно определить, какое количество материнского молока получает младенец, его взвешивают до и после кормления, иначе нельзя сказать, сколько времени надо держать ребенка у груди. Чем мягче, податливее грудь, тем скорее насыщается ребенок. Если он сосет очень быстро, надо время от времени вынимать сосок. Если малыш сосет вяло, засыпает, нужно потрепать его по щеке, потянуть сосок. Давать грудь больше 20—25 минут бесполезно, даже вредно — могут образоваться трещины на соске. А они становятся главным препятствием для нормального вскармливания. Не говоря уже о том, что мать испытывает сильнейшую боль. у нее может начаться грудница. Оградить себя от этого недомогания можно. Следует содержать соски в безупречной чистоте, по нескольку раз в день обмывать их холодной водой. Нехорошо укутывать грудь, это лишь способствует возникновению грудницы, а не предохраняет от нее. Дело в том, что после родов женщины обычно сильнее потеют, к тому же нередко у них самопроизвольно выделяется немного молока. При укутывании получается нечто вроде компресса, кожа разрыхляется и может возникнуть грудница.

Если у матери нет возможности покормить новорожденного грудью в установленный час, надо сцедить молоко на это кормление. Как сцеживать молоко, нужно посоветоваться с акушеркой или медицинской сестрой. Хранить молоко следует в чистой бутылочке в холодном месте. Перед кормлением молоко слегка подогревают, для чего опускают бутылочку в теплую воду.

Лучше всего кормить с ложечки, а не через соску. Дело в том, что сосать молоко через соску легче, чем из материнской груди. Постепенно ребенок отвыкает прилагать усилия и не может уже высосать необходимое ему количество молока. Нельзя забывать поить младенца. Несколько раз в день он должен получать по 2— 3 чайной ложки подслащенной воды.

Прикорм. Ребенку с 2—3 месяцев обычно врачи советуют давать зимой и осенью рыбий жир или витамин D. Эти средства укрепляют организм малыша, способствуют предупреждению рахита.

Однако не следует вводить в рацион ребенка рыбий жир и витамин D без разрешения медицинского работника. С двух месяцев рекомендуется давать младенцу немного сырого ягодного, фруктового или овощного сока для того, чтобы он получал больше витамина С. Начать нужно с нескольких капель и в течение 2—3 недель увеличить порцию до 2 чайных ложек. Давать сок надо в два приема. На пятом месяце жизни ребенок должен получать уже 4—5 чайных ложек сока.

Как приготовить сок? Берут спелые фрукты или ягоды, тщательно моют их под струей горячей кипяченой воды, разминают в чистой посуде и отжимают через марлю (рис. 13). Овощи, перед тем как их чистить, надо вымыть щеткой. Хранить сок можно самое большее в течение дня, а капустный нужно давать ребенку сразу, так как он быстро приобретает неприятный вкус и запах. Почти любой сок надо подсластить сахарным сиропом. Варят сироп из расчета: на столовую ложку воды одна столовая ложка сахарного песку.

Пятимесячному ребенку уже недостаточно одного материнского молока, он нуждается и в другой пище. Лучше всего начать его прикармливать жидкой манной кашей. В эмалированную (с неповрежденной эмалью) или алюминиевую кастрюльку наливают стакан воды, кладут щепотку соли и ставят на огонь. Когда вода закипит, медленно, все время помешивая, всыпают 2 чайные ложки манной крупы. 10—15 минут каша должна вариться на слабом огне, чтобы выкипела примерно половина жидкости. Потом добавляют полстакана сырого коровьего молока и чайную ложку или кусок сахара, дают вскипеть, хорошенько размешивая. В первый раз ребенок должен получить перед кормлением грудью всего 3-4 чайные ложки новой еды. Постепенно порцию увеличивают и спустя 2 недели можно давать уже 3/4 стакана каши, полностью заменив ею одно кормление. Для шестимесячного ребенка кашу варят на цельном молоке, погуще. Можно давать протертую рисовую, овсяную, продельную гречневую и сухарную каши.

Нужно готовить также кисель. Для этого рекомендуется сначала отжать из сырых ягод или фруктов сок, а выжимки залить горячей водой, нагреть и процедить. Часть полученного отвара кипятят с сахаром, в другой части разводят картофельную муку. Потом их сливают вместе, кипятят и сюда же добавляют отжатый прежде сок. При таком способе приготовления остается большее количество витамина С. Варить кисель надо на одно кормление. На стакан воды берут 2 неполные столовые ложки ягод, 2 чайные ложки картофельной муки, 3 чайные ложки сахарного песку.

Ребенку нужно дать сначала несколько ложек киселя и потом приложить к груди. Постепенно порцию киселя доводят до полустакана. В 6—7-мееячном возрасте следует ввести в рацион еще одно блюдо — картофельное пюре на молоке, а немного погодя — пюре из овощей. Готовят пюре так: морковь, брюкву, капусту моют щеткой, чистят, снова моют, нарезают и ставят в закрытой посуде тушить. Воды наливают немного — лишь на дно. Когда овощи на половину готовы, кладут картофель. Минут через 30, когда все овощи станут мягкими, их надо тщательно размять, а еще лучше протереть через сито, добавить соли и полстакана горячего молока. Пюре хорошо размешивают, взбивают и кладут в него половину чайной ложки сливочного масла.

С шестимесячного возраста ребенку можно давать 20—50 граммов творогу, половину яичного желтка (сырого или сваренного вкрутую, но обязательно растертого).

Постепенно в меню вводят кефир, кофе, сухари, хлеб.

В 7 месяцев еще одно кормление грудным молоком заменяют пюре с киселем. И того и другого дают по 100 граммов, то есть по полстакана. Через месяц ребенок получает новое блюдо — мясной или овощной протертый суп.

Постепенно пища ребенка становится все более разнообразной. Если вводить в рацион новые продукты осторожно, понемногу, расстройства желудка и кишечника не будет, наоборот, малыш становится крепче, упитаннее. Однако желудок грудного ребенка еще не приспособлен к перевариванию разнообразной пищи, по этому ни в коем случае нельзя давать конфеты, пряники, колбасу, огурцы и т. п.

Хорошей, очень полезной для маленьких детей пищей являются всевозможные овощные, ягодные, мясные и прочие консервы, изготовляемые нашей промышленностью специально для малышей.

К 9 месяцам должен быть такой распорядок питания: утром, в о часов, — грудь; в 10 часов — стакан каши на цельном молоке и несколько ложек сока или тертое сырое яблоко; в 2 часа дня — полстакана овощного пюре на мясном бульоне и полстакана киселя; в 6 часов вечера — полстакана картофельного пюре и полстакана киселя; в 10 часов вечера — грудь.

Бывает, что на первых порах ребенок неохотно ест овощные блюда. Однако ни в коем случае нельзя отказываться от этой крайне необходимой ему пищи. Пока младенец еще не привык к вкусу овощей, надо давать их вместе со сладкой кашей, киселем, молоком. Каждая мать должна знать, что без овощей не может быть полноценного питания.

Мясо надо давать с 10—11 месяцев и, конечно, не жареное или тушеное, а вареное, провернутое через мясорубку, 1—2 ложки его добавляют к овощному пюре пли растирают в бульоне.

К году ребенка обычно отнимают от груди. Однако нужно иметь в виду, что летом этого ни при каких условиях делать нельзя. Материнское молоко — лучшее средство против поноса. А летом угроза желудочно-кишечных заболеваний резко возрастает. По этому надо или отнять от груди весной, или — и это для ребенка по лезнее — кормить его до осени. Если он все-таки заболевает, то можно временно отказаться от прикорма и давать одно грудное молоко, что всегда способствует скорейшему выздоровлению.

Нельзя начинать прикармливать слишком рано. Часто матери кажется, что у нее мало молока, что ребенок голодает, и, не посоветовавшись с врачом, она начинает давать ему из бутылочки коровье молоко. Сосать так легче, и малыш уже не желает потом энергично высасывать грудь. А если молочная железа не опорожняется, то образование молока уменьшается и волей-неволей приходится увеличивать прикорм. Так ребенок лишается самой ценной пищи — грудного молока. Даже если у матери мало молока, она должна сделать все, чтобы сохранить и это количество. Каждая ложка грудного молока помогает лучше усваивать другую пищу.

Смешанное вскармливание. Бывает, что у матери действительно не хватает молока и приходится давать ребенку дополнительное питание. Если младенцу нет еще трех месяцев, крайне нежелатель но, чтобы он получал что-либо, кроме грудного молока. Надо достать грудное молоко (конечно, не у случайной, незнакомой женщины, а по рекомендации врача). Если же это не удастся, то обычно кормят молочными смесями.

Из риса, овсянки, перловой крупы готовят отвар. Крупу перебирают, моют и кипятят в течение получаса. Затем процеживают отвар, добавляют в него сырое коровье молоко и сахар. Всю смесь опять кипятят в эмалированной кастрюле, но не больше 3 минут, и разливают в чистые, только что прокипяченные бутылочки.

Лучше всего, конечно, получать смеси в детской консультации. Если такой возможности нет, то врач или сестра должны точно указать матери, как готовить их: сколько брать воды, молока и крупы. Тот или иной состав смеси рекомендуется с учетом возраста ребенка, его упитанности, состояния здоровья.

В настоящее время пищевая промышленность выпускает сухие отвары и молочно-крупяные смеси. Из них совсем просто приготовить малышу еду. Порошок размешивают в воде, выливают в кипящую воду или молоко, добавляют сахар, соль и, тщательно помешивая кипятят 3—5 минут. Пропорция жидкости и молока зависит от того, какую смесь рекомендовал врач — жидкую (5-процентную) или погуще (10-процентную). Перевести ребенка на смешанное вскармливание можно только с разрешения врача.

Кормить малыша следует с ложечки. Если такое кормление наладить никак не удается, приходится давать смесь из бутылочки через соску. Дырочку в соске надо делать как можно меньше.

Искусственное вскармливание. Если ребенок не может получить грудное молоко, прибегают к искусственному питанию. По составу к грудному молоку ближе всего подходит молоко животных, однако в цельном виде оно мало пригодно для младенца, и приходится его разводить. Существуют различные комбинации молочных смесей, различные пропорции составных частей. Об этом надо посоветоваться с врачом.

Искусственно вскармливаемый ребенок, особенно в первые месяцы жизни, нуждается в постоянном наблюдении врача, фельдшера или медицинской сестры.

Для приготовления смесей можно использовать не только коровье,но и козье молоко.

При искусственном вскармливании неизмеримо возрастают требования к чистоте пищи. Прежде всего надо быть уверенным, что животное совершенно здорово, и при его доении строго соблю дать все правила гигиены. В хлеву должно быть чисто, животное каждый день тщательно чистят, вымя моют, хвост привязывают на время дойки к ноге. Раньше считали, что если молоко коровы идет грудному ребенку, то ее надо держать на сухом корме. Это неверно, наоборот, зеленый корм улучшает качество молока, насыщает его витаминами.

Цельное молоко или разведенное отваром разливают в чистые бутылочки (по одной порции в каждую), затыкают их чистой ватой и ставят в кастрюлю. На дно кастрюли кладут тряпочку и наливают воду до уровня молока в бутылочках. Минут через 5—10, после того как вода закипит, возможно скорее охлаждают бутылочки и хранят их при температуре не выше 10 градусов тепла.

После кормления надо помыть бутылочку сначала холодной, а потом горячей водой с содой и мылом. Соску следует на час по грузить в раствор питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). По утрам все соски кипятят и затем держат их в закрытой баночке.

Коровье молоко переваривается дольше, чем женское, поэтому кормить ребенка надо не через 3, а через 3 1/2 часа, стрoro выдерживая этот срок.

Количество смеси, которое в течение суток должен получить ребенок, зависит от его возраста и веса.

Врач или фельдшер, устанавливающий режим кормления, руководствуется следующим: в возрасте от 2 недель до 2 месяцев вес смеси должен быть равен 1/5 веса младенца; от 2 до 4 месяцев — 1/6 веса; от 4 до 6 месяцев — 1/7 веса; от полугода до года — 1/8 веса младенца, но не больше 1 килограмма.

Нужно всячески опасаться перекормить младенца, так как при неполном переваривании искусственной пищи (не грудного моло ка) легко происходит расстройство пищеварения. Не надо давать ребенку столько смеси, сколько он в состоянии съесть. Руководствоваться следует таким принципом: младенец должен получать наименьшее количество искусственного питания, при котором он хорошо развивается и нормально прибавляет в весе. Определить эту норму может только медицинский работник.

Учитывая недочеты искусственного вскармливания, врач разрешает раньше давать младенцу соки и прикорм.

При искусственном вскармливании ребенок слабее, и поэтому за ним нужно особенно хорошо ухаживать, точно и аккуратно выполнять указания врача или фельдшера.

Сон — лучший отдых для нервной системы, насущная по требность организма, особенно растущего. Нужно, следовательно, заботиться, чтобы ребенок достаточно спал.

В первый месяц жизни новорожденный спит почти круглые сутки. Чем старше он становится, тем меньше спит днем. К 2—3 месяцам ребенок спит днем 3 раза по 2 часа и 10 часов ночью.

Десятимесячный ребенок тоже должен спать 3 раза в день, но по полтора часа. А всего ему полагается спать около 15 часов в сутки.

Годовалого ребенка днем укладывают спать два раза, нормальная продолжительность его сна 13 1/2 часов в сутки.

Особенно хорошо дети спят на воздухе. Если это невозможно, то надо одеть малыша, почти как для прогулки, и положить под открытой форточкой. В крайнем случае необходимо хорошенько проветрить комнату, не боясь того, что в ней станет немного холоднее.

Когда ребенок здоров, сыт, удобно лежит в сухих пеленках и ему тепло (но не жарко), он спит спокойно. Если малыш плачет, не засыпает, надо выяснить причину этого. Бывает, что виноваты сами взрослые: взбудоражили малыша, насильно накормили, может быть, в комнате жарко или ребенку неудобно лежать. Перед сном надо перепеленать его. Детей постарше следует посадить на горшок, умыть. Лишний шум, яркий свет мешают уснуть, поэтому надо заслонить лампу, ходить и разговаривать потише. Добиваться полной тишины нет надобности.

Ни в коем случае нельзя укачивать младенца. Головокруже ние, которое возникает от этого, расшатывает здоровье, ребенок становится нервным.

Прогулки. Как можно больше времени ребенок должен проводить на воздухе. Потребность в кислороде у детей чрезвычайно велика. Достаточно сказать, что за сутки младенец пропускает через легкие больше воздуха, чем взрослые.

Если ребенок родился весной или летом, то уже через день-два после рождения его можно на 10—15 минут вынести на возду Зимой первый раз здорового новорожденного надо вынести на, воздух через 2 недели, выбрав ясный, тихий день, когда мороз не превышает 10 градусов. Срок первых прогулок 10—15 минут Постепенно прогулки удлиняют. Гулять с ребенком рекомендуется 2 раза в день. Пребывание на воздухе не надо отменять даже в пасмурную погоду, если только температура не падает ниже 20 градусов мороза. От сильного ветра ребенка надо защитить поставив, например, коляску с подветренной стороны дома. Закрывать лицо не следует.

Одевают малыша по погоде, учитывая, что перегревание или охлаждение причиняют вред. Для зимы очень хорошо сшить стеганый мешок, в котором ребенка укладывают спать на улице.

Летом дети целый день должны быть на свежем воздухе. Пеленать и подмывать их также можно под открытым небом, но в защищенном от ветра месте. Ни в коем случае нельзя оставлять грудного ребенка на солнце.

Каждая мать хочет вырастить крепкого, упитанного ребенка. Значит, она не должна забывать об огромной пользе свежего воздуха. Мало того, что малыш должен достаточно времени находиться на улице, надо, чтобы и в помещении он дышал чистым воздухом, Для этого проветривают комнаты даже в холодную погоду 5—6 раз в день, открывая на 15—20 минут форточку. Если ветер дует прямо в окно, форточку затягивают марлей.

Закаливание младенца. Закаливать детей необходимо с грудного возраста. Прежде всего не следует кутать детей: в теплую погоду завертывать в ватные одеяла, повязывать шею платком, прикрывать голову чепчиком, косынкой — все это не приносит никакой пользы и может повредить здоровью. Изнеженные, приученные к из лишнему теплу дети чаще болеют, растут хилыми, слабенькими.

Полутора-двухмесячному малышу, если только температура воздуха не ниже 20 градусов тепла, рекомендуется делать воздушные ванны. Для этого его 1 или 2 раза в день кладут на 2—3 минуты голеньким на кровать. Постепенно ребенок привыкнет и к более холодному воздуху. Тогда можно не прекращать ванн даже при 16 градусах тепла. Постепенно следует увеличивать и про должительность воздушной ванны: к 6 месяцам ее доводят до 5 минут и повторяют по 4 раза в день. Годовалый ребенок может принимать и получасовую воздушную ванну. Лежать ребенок должен и на спине и на животе.

Летом воздушные ванны лучше делать на открытом воздухе, в тени, но вблизи от освещенного солнцем места.

Очень полезны влажные обтирания. Их нужно начинать, когда ребенку исполнится 3—4 месяца. Мягкую варежку мочат в подогретой до 37—38 градусов воде и слегка обтирают ребенку сначала руки (тут же надо их насухо вытереть), затем ноги, грудь живот, спинку. Постепенно надо снижать температуру воды, чтобы для годовалого ребенка она не превышала 25 градусов тепла.

Обтирания должны быть приятны ребенку. Если он дрожит, синеет, плачет, надо временно прекратить их и посоветоваться с медицинским работником.

Гимнастика для грудных детей. Если ребенок мало двигается, у него будут слабые мышцы, суставы, замедляется и общее его раз витие. Движения необходимы каждому ребенку.

Доступные по возрасту физические упражнения приносят чрезвычайно большую пользу. Глубже и ритмичнее становится дыхание, укрепляется сердечно-сосудистая система, все органы лучше снабжаются кровью. Гимнастика улучшает также аппетит и усвоение пищи.

Приступать к физическим упражнениям нужно, как правило, когда ребенку исполнится полтора-два месяца. Но нельзя начинать занятия по собственному усмотрению. Надо получить предварительно от врача или фельдшера подробные указания, разучить движения под руководством медицинской сестры. Конечно, делать с грудным ребенком можно лишь самые простые упражнения: скрестить его ручки на груди и развести их в стороны, согнуть ручки к плечам, поднять вперед; сгибать и разгибать колени, поднимать вытянутые ножки до вертикального положения. Месяц за месяцем упражнения нужно усложнять. Например, взяв руки ре бенка, можно делать ими круговые движения, поднимать ноги, таз.

Пусть младенец полежит на животе, сам поворачивается со спины на живот, ползает — все это приносит большую пользу.

Первое время занятия длятся 5—6 минут, постепенно их удлиняют до 10—15 минут. После еды надо выждать полтора часа, прежде чем приступать к гимнастике.

Упражнения надо выполнять плавно, держать малыша уверенно, но очень осторожно, не допуская никакого насилия. Осо бенно следует оберегать от сотрясений и ушибов голову.

Ребенок делает гимнастику голеньким, поэтому в комнате должно быть тепло. Предварительно нужно проветрить помещение.

Летом хорошо перенести занятия на открытый воздух, если не ветрено и термометр показывает в тени не меньше 21 градуса тепла.

После гимнастики малыш должен полчаса спокойно полежать в пеленке.

Благодаря физическим упражнениям ребенок своевременно начинает сидеть, ходить. Но из этого вовсе не вытекает, что можно пытаться сажать и даже ставить малыша в тот период, когда он еще не созрел для этого. Попытки опередить нормальное разитие не приносят пользы.

Воспитание ребенка. Грудные дети нуждаются не только в хорошем питании и правильном уходе, но и в воспитании. Именно в раннем детстве легче выработать привычки и навыки, которые потом станут основой хорошего, уравновешенного характера.

Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, высаживают на горшок всегда в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает — они не капризничают и сохраняют в течение всего дня ровное, радостное настроение.

Когда здоровый ребенок кричит, нужно первым делом проверить, не мокрый ли он, удобно ли лежит. Если все в порядке, не следует особенно стараться успокаивать его, брать на руки, прикладывать к груди. Обычно после этого младенец умолкает, но зато вскоре усваивает манеру добиваться своего криком, плачем.

Когда ребенку исполнится полгода, начинают приучать его проситься на горшок. Через 20—30 минут после кормления или сразу после сна (если малыш проснулся сухим) надо подержать его над горшком. Спустя какой-то срок он привыкнет мочиться и испражняться именно в это время и уже сам будет издавать те или иные звуки или делать характерное движение, показывая, что ему хочется на горшок. Матери следует внимательно присматриваться к ребенку, чтобы уловить эти первые сигналы. Если это удается и ребенка тут же высаживают, то привычка проситься на горшок укрепляется. Не надо подолгу оставлять его на горшке или давать игрушки.

Обращаться с малышом нужно ласково, не кричать на него, не шлепать, не запугивать. Иначе ребенок становится беспокой ным, боязливым, нервным. Гораздо большего можно добиться спокойной настойчивостью, последователь- ностью требований. предъявляемых к малышу.

У ребенка должны быть игрушки, но такие, которыми он не может причинить себе вред. Не нужно давать малышу мелкие вещи — бусинки, пуговицы и т. п., он может засунуть их в ухо, в нос, проглотить или вдохнуть. Очень хорошо повесить несколько ярких игрушек над кроваткой, малыш будет рассматривать их, радоваться новым впечатлениям. Позже игрушки кладут рядом с ним, и он учится хватать их, тянуться за ними.

Вряд ли найдется мать, у которой нет потребности «поагукать» с малышом, поговорить с ним. Младенец испытывает удовольст вие от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающе гося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка. Любое действие — купание, пеленание, еду — надо сопровождать ласковыми словами, называть предметы, которыми приходится пользоваться, улыбаться малышу.

У маленького ребенка способность воздерживаться от какого-либо запре- щенного действия чрезвычайно мала. Целесообразнее не повторять много раз «нельзя», «не разрешаю», а сразу же по стараться переключить внимание малыша, отвлечь его.

Как следить за здоровьем и развитием ребенка. Каждый грудной ребенок должен находиться под систематическим наблюдением врача или фельдшера. Но и сама мать должна знать, как можно контролировать развитие сына или дочери.

Самый основной показатель — вес. Причем особое значение имеет не больший или меньший вес ребенка в том или ином возрасте, а изменение веса, его увеличение из месяца в месяц. В среднем на протяжении первого полугодия жизни дети прибавляют по 600 граммов в месяц, второго полугодия — по 500 граммов. Небольшие отклонения от этих средних цифр могут быть, но в течение 2—3 недель они выравниваются. Если продолжительное время вес нарастает недостаточно или вовсе не увеличивается, это — сигнал о неблагополучии. Нужно, не откладывая, обратиться к врачу. Однако чрезмерная прибавка в весе тоже ни к чему. Перекормлен ные дети отстают в развитии, позднее начинают ходить, труднее переносят болезни. Надо регулярно взвешивать ребенка.

Вес ребенка (в граммах)*

Возраст

Мальчик

Девочка

Вес при рождении
В конце первого месяца
В конце второго месяца
В конце третьего месяца
В конце четвертого месяца
В конце пятого месяца
В конце шестого месяца
В конце седьмого месяца
В конце восьмоого месяца
В конце девятого месяца
В конце десятого месяца
В конце одиннадцатого месяца
В конце двенадцатого месяца

3400
4010
4850
5630
6360
7060
7650
8090
8610
8890
9280
9410
9840

3200
3760
4610
5260
5970
6590
7190
7550
7951
8210
8620
8880
9120

Как показатель развития ребенка имеет значение и рост.
Рост ребенка (в сантиметрах) *

Возраст

Мальчик

Девочка

Рост при рождении
В конце первого месяца
В конце второго месяца
В конце третьего месяца
В конце четвертого месяца
В конце пятого месяца
В конце шестого месяца
В конце седьмого месяца
В конце восьмоого месяца
В конце девятого месяца
В конце десятого месяца
В конце одиннадцатого месяца
В конце двенадцатого месяца

51,0
53,9
57,9
60,1
62,1
64,4
66,3
67,7
69,4
70,7
71,7
72,7
74,7

50,0
52,9
56,3
58,8
61,0
63,1
65,0
66,2
68,0
68,8
70,2
71,1
72,8

* Таблицы взяты из книги Б. А. Архангельского и Г. Н. Сперанского «Мать и дитя», 1956 год.

Прорезывание зубов также позволяет судить о здоровье малыша. Обычно оно начинается в 6—9 месяцев и происходит в определенном порядке: сначала появляются средние резцы, потом боковые резцы (рис. 14). К году ребенку полагается иметь 6—8 зубов. Если появление зубов задерживается или нарушается обычный порядок их прорезывания, это свидетельствует о плохом развитии. Надо с помощью врача выявить причину и устранить ее.

Неправильно думать, что прорезывание зубов должно сопровождаться повышением температуры, поносом, воспалением полости рта. Все это бывает от плохого ухода, от недостаточного соблюдения чистоты. Такие недомогания не зависят от прорезы вания зубов.

Ребенок появляется на свет совершенно беспомощным, он не в состоянии даже держать головку, а к году осваивает разнообразные движения, начинает сознательно общаться с окружающими,учится ходить. Сроки приобретения этих навыков также характеризуют развитие.

Как правило к полутора месяцам ребенок начинает задерживать взор на определенных предметах, следить за ними глазами. Через две недели можно заметить у него первую улыбку, а в четвертом месяце ему удается переворачиваться со спины на бок, а потом на живот. В этот же период появляются первые хватательные движения.

Сидеть дети начинают в 7-8 месяцев, а вскоре и ползать. Около года ребенок делает первые шаги. С 5 месяцев малыш узнает мать, улыбается ей, а к 9 месяцам он может повторять за взрослым отдельные самые простые слоги.

Если эти вестники нормального развития задерживаются, значит родители чего-то недоглядели, не создали ребенку условий, способствующих формированию новых навыков; они должны обратить на это внимание.

предыдущая страница
оглавление
следующая страница