На главную


81. Православие, самодержавие и народность.

  Формула эта, выражающая главные основы так называемой «теории официальной народности», была провозглашена в 1832 г. вновь назначенным товарищем министра народного просвещения, крайним реакционером С. С. Уваровым (1786—1855). В декабре этого года, после произведенной им ревизии Московского университета, он представил Николаю I доклад, в котором писал, что, для того чтобы оградить учащихся от влияния революционных идей, нужно, «постепенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, образование, правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплою верой в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» (М. Лемке, Николаевские жандармы и литература 1826—1865 гг., СПб. 1908, с. 83). Назначенный в следующем году министром народного просвещения, Уваров, извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».

...власть только и думает, что о замедлении умственного движения; уже не слово «прогресс» пишут на императорском штандарте, а слова «самодержавие, православие и народность» (А. И. Герцен, О развитии революционных идей в России).

Программа Союза русского народа повторяет, в сущности, старый лозунг времен крепостного права — православие, самодержавие, народность (В. И. Ленин, Политические партии в России, Соч., т. 18, с. 30).


предыдущая страница

к списку словв начало словаря

следующая страница