На главную


§ 45. Чернение

Чернение — это вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета (черни). Чернью декорируют ювелирные изделие из драгоценных металлов — золота и серебра. Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Обязательные компоненты черненого сплава — серебро, медь, свинец и сера. В некоторых рецептах свинец можно замещать оловом и вводить в состав сплава буру, хлористый аммоний, висмут. Существует много видов черни, отличающихся по составу, цвету и блеску. Цвет и блеск черни зависят от состава сплава, от соотношения в нем различных компонентов. Ниже приводятся рецепты черни, компоненты в них указаны в массовых частях:
1) серебро — 3, медь — 2, свинец — 2;
2) серебро—3, медь — 1, сера—3;
3) серебро — 1, медь — 2, олово — 3, бура — 6;
4) серебро—1, медь — 3, свинец — 3, бура — 6;
5) серебро — 2, медь — 4, 5, свинец — 4, 5, сера 24, бура — 1 ;
6) серебро — 2, медь — 5, свинец — 3, сера — 24, бура — 1 ;
7) серебро — 1, медь — 2, свинец — 3, сера — 12, бура — 1 ;
8) серебро — 1, медь — 5, свинец — 7, сера — 24, бура — 4;
9) серебро — 1, медь — 4, 5, свинец — 7,5, сера — 37,5, хлористый аммоний — 1,2;
10) серебро—1, медь — 2, свинец —1,4, сера — 10,7, бура — 1 ;
11) серебро — 9, медь — 1, свинец — 1, сера — 30, висмут — 1.
Но качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от способов приготовления и наложения. Существует несколько способов приготовления черни, различие их состоит в том, что в одних случаях сначала сплавляют между собой металлы, а потом добавляют серу, а в других сначала получают сернистые металлы, а потом их сплавляют.
Процесс приготовления выглядит следующим образом.
В графитовом тигле или в куске древесного угля сплавляют серебро с медью и добавляют положенное количество свинца (или олово). Во избежание окисления расплава его присыпают слоем буры. В очищенный от шлака расплав вводят серу и другие компоненты, после чего расплав тщательно перемешивают. Плавку ведут с постоянным удалением шлака. Чистый перемешанный расплав выплескивают на чугунную основу и дают ему остыть. Затем твердый сплав измельчают и повторяют плавку с добавлением буры и серы, для образования однородной массы. Чернь считается качественной при трехкратном повторении плавки. В конечном итоге измельченный сплав просеивают через мелкое сито.
Иногда плавку ведут в двух тиглях. В одном плавят металлы, в другом — серу. Потом металлический расплав выливают в тигель с серой и перемешивают. Охлажденный сплав, вылитый на чугунную плиту и измельченный, также подвергают плавке.
При способе сплавления сернистых металлов приготовление черни начинают с получения сернистых металлов. Для этого каждый из металлов (серебро, медь и свинец) выдерживают в определенном соотношении с серой в муфельных печах при нагретом до 300 — 400°С тигле. Соотношение серебра и свинца с серой выражается как 5:1, меди с серой как 3:1. Сернистые соединения каждого металла измельчают и для приготовления черни берут (мас. ч.): сернистого серебра — 1,1, сернистой меди — 4,5, сернистого свинца — 4,4. Смесь сернистых соединений плавят в тигле при температуре 800°С. Не доводя до полного нагрева, в расплав вводят хлористый аммоний из расчета 1 ч. на 3,5 ч. расплава. Полностью расплавленный и перемешанный сплав выливают на подогретую чугунную плиту и дают ему остыть. Если чернь, приготовленную по данному рецепту, выразить в чистых веществах, то соотношение компонентов будет следующим (мас. ч.): серебра — 1, меди — 8, свинца -— 4, серы — 3,5, хлористого аммония — 2,8.
Чернь накладывают только на хорошо подготовленную поверхность изделия. Подготовка заключается в том, чтобы на поверхности были сделаны углубления, которые заполнятся чернью. Углубления, или гравированный рисунок, выполняют штихелем без глянцевой подрезки. Шероховатость поверхности углублений способствует лучшему сцеплению черни с основным металлом. Глубина рисунка может быть различной, но не менее 0,2 мм, чтобы черневое покрытие не вывелось при последующей обработке. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть тщательно обработанной, без рисок, царапин и других дефектов,
Тонко измельченный порошок черни разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до сметанообразного состояния. Приготовленную кашицу накладывают на участки, подлежащие чернению. Изделие предварительно обезжиривают, Кашицу выравнивают на поверхности изделия так, чтобы были заполнены все углубления, затем фильтровальной бумагой или ваткой из нее удаляют влагу. Чернь, попавшую на места, не подлежащие чернению, аккуратно убирают, и все изделие просушивают. После этого изделие обжигают в печи при температуре 300 — 400°С до полного расплавления черни. Остывшее покрытие может иметь натеки и неровности, поэтому изделие подвергают механической обработке. В зависимости от состояния покрытия изделие опиливают или шабрят. Для опиливания используют мелкие надфили или напильники. Обрабатывают черневое покрытие аккуратно, не нарушая рисунка и конфигурации поверхности. Далее следует полировка, и чернь приобретает свойственный ей блеск и оттенок.


предыдущая страница оглавление следующая страница