На главную


§ 43. Гравирование

Гравирование — вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному — гравирование для вида. Ручное гравирование — сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности. Гравирование ювелирных изделий выполняется за ювелирным верстаком с помощью граверных приспособлений и инструмента
Гравирование для вида — распространенный вид ручных граверных работ. Он включает выполнение на изделиях рисунков и дарственных надписей под глянец и под чернение.
При гравировании изделие должно быть укреплено. Для этой цели используют: деревянные тисочки, крепежные дощечки, шрабкугель и кранц.
Деревянные тисочки — ручные и настольные с различной формой губок, такие же как и для закрепки камней. Применяются для укрепления объемных изделий.
Крепежные дощечки — изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий. Горизонтальные размеры дощечек зависят от размеров изделия, толщина их 20 — 25 мм. Укреплять изделие на дощечках можно с помощью гзоздиков, прижимая пластину по контуру шляпками, сургучом и закрепочными пастами.
Шрабкугель (шаровые тиски) — представляет собой чугунный шар около 130 мм в диаметре, у которого сверху срезан сегмент и вырезан паз, в котором болтами зажимается дощечка с изделием. Для того чтобы изделие можно было свободно передвигать под любым углом, под шрабкугель подкладывают кожаное кольцо.
Кранц [граверная подушка] — тяжелая кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр кранца 180 — 200 мм. Служит он подкладкой под крепежную дощечку или настольные деревянные тисочки для свободного маневрирования изделием, Кранц (рис, 125) — самое простое и распространенное граверное приспособление. Его, как правило, изготовляют сами мастера. Для этого из толстой кожи (3 — 4 мм) вырезают два круга диаметром 180—200 мм, замачивают их в воде и мокрыми сшивают по окружности на расстоянии 5 мм от края. Круг прошивают не полностью — 30 — 50 мм оставляют незашитыми. Через незашитое отверстие в образовавшийся мешок насыпают мелкий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают и подушку выравнивают на столе.

Штихели. Как уже упоминалось, изделие гравируют штихелями. Штихель — это стальной резец, подобно закрепочному, вставленный в деревянную ручку грибовидной формы. Длина резца 100 — 120 мм. Изготовляют штихели из инструментальных сталей У12А или ХВГ. Кроме этих сталей можно использовать: прутковую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (выпрямив их), небольшие плоские напильники и лезвия опасных бритв. Обязательное требование к штихелю — хорошая заделка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель недокален, он быстро притупляется или сминается его режущая кромка, если же перекален — режущая кромка его постоянно выкрашивается.
Термически обработанные штихели вставляются в ручки различной длины, для подгонки штихеля по руке по мере его стачивания. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70 мм. Шейка ручки укрепляется металлическими кольцами, которые предохраняют ее от растрескивания во время насадки. Хвостовая часть клинка заходит в предварительно засверленную ручку на 2/3 ее длины. Нижняя часть грибка ручки (со стороны лезвия) скалывается, что делает штихель наиболее удобным для работы — позволяет плотно обхватывать ручку мизинцем, придерживая ее, и устанавливать во время гравировки любой угол между лезвием и изделием.
Штихели различаются по форме поперечного сечения, определяющей назначение инструмента. Кроме того, штихели каждого профиля (рис. 126) делятся по номерам в зависимости от толщины и имеют названия. Названия эти, аналогично названиям ювелирного инструмента, в основном немецкого происхождения.

Грабштихель — удобен для гравирования на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Имеет изогнутый клинок, прогиб которого от 3 до 8 мм. Угол лезвия может колебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба.
Фасеттенштихель —- один из самых ходовых штихелей, предназначается для проведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. По форме профиля трапециевидный с резко заостренным лезвием. Имеет прямолинейный клинок с углом заострения лезвия от 60 до 120°.
Мессерштихели предназначаются: тонкие — для выполнения очень тонких (в волос) легких линий, толстые — для наколов, проведения сильных резких линий и чистовой обработки. Имеют прямые клинки клиновидного профиля с прямыми стенками. Кромка лезвия во избежание обламывания зашлифовывается радиусом 0,1 — 0,2 мм. Угол заострения лезвия в зависимости от толщины штихеля — 15 — 30°.
Шпицштихель — служит для гравирования контура рисунка, нанесения четких глубоких линий, сильных штрихов, глянцевой подрезки. В отличие от мессер-штихеля имеет выпуклые боковые стенки. Клинок прямой, угол лезвия колеблется в пределах 30 — 45°.
Боллштихель — применяется для гравировки закругленных линий (желобков), глубоких точек (ямочек), для глубокой (рельефной) гравировки. Должен иметь, аналогично закрепочному, закругленное лезвие. Радиус закрепления выбирается от характера работы (от 0,3 до 5 мм).
Флахштихель — используется для выемки и выравнивания фона, в ряде случаев для шабрения поверхности глянцевой подрезки. Имеет плоское лезвие (режущую кромку). Ширина лезвия может быть от 0,2 до 5 мм. Флахштихель с широким лезвием, имеющий форму перевернутого клинка, называется «обратный мессер». Для облегчения работы и заточки лезвие флахштихеля затачивается низко.
Шатирштихель (ребштихель) — употребляется для штриховки и матирования поверхности. В отличие от флахштихеля на лезвии имеет мелкую зубчатую насечку. Шаг насечки от 0,1 до 0,4 мм.
Одна из причин брака при гравировании — неправильная заточка штихелей, поэтому нельзя приступать к работе, не имея определенных навыков заточки. Подготавливая штихель к работе, предусматривают не только удобство гравировки, но и удобство его заточки. Для этого у штихеля со стороны спинки примерно на 1/3 длины свободного клинка на наждачном точиле делается срез. Срез стачивается таким образом, чтобы высота лезвия рабочей части штихеля была от 1,5 до 3 мм. При таком срезе конец штихеля не загораживает рисунка во время гравирования и уменьшается площадь заточки его рабочей части. На боковых ребрах среза снимается фаска, предохраняющая пальцы от пореза.
Режущую кромку образует площадь заточки (лобовая площадка) со стенками и лезвие (основанием) клинка. Лобовая площадка должна образовывать с лезвием клинка угол 45° (угол заточки). Угол заточки менее 45° заставит штихель «зарываться» в металл и срезать металл рывками. При угле заточки более 45° штихель будет проскальзывать по направлению клинка. Обязательное условие заточки — плоское (без выпуклостей и закруглений) затачивание лобовой площадки штихеля. При заточке штихеля на бруске локоть правой руки должен быть на весу, кисть — сильно прижимать площадку к камню под углом 45° (рис. 127). Затачивают штихель со стороны спинки, следя за тем, чтобы не пережечь режущую кромку. Для заточки применяют мелкозернистые бруски типа «арканзас», поверхность которых смачивают жидким машинным маслом или керосином. После заточки на бруске снимают заусеницы на глянцевом оселке или плотноструктурном кремнистом сланце. Лезвие и боковые стенки клинка, если они образуют кромку,, заполировывают на коже, натертой пастой ГОИ. Лезвие заполировывают короткими движениями назад (в сторону ручки), чтобы не испортить жало режущей кромки. Заточка штихелей — это сложный процесс, к которому нужно относиться предельно внимательно.

Перед тем как приступить к гравированию, необходимо соответствующим образом подготовить поверхность изделия. Если гравирование должно быть выполнено на глянцевой поверхности, изделие тщательно полируют, если поверхность должна быть матовой, изделие подвергают матированию. Придать поверхности матовость можно, о бработав изделие крацовкой (обработка на моторе металлической щеткой), пескоструйкой, мелкой шкуркой, пемзой. Изделие с обработанной под гравировку поверхностью укрепляют в соответствующем приспособлении.
Для нанесения рисунка поверхность изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски или жидкой гуаши и дают ей просохнуть. Если после высыхания на изделии заметны сгустки или незакрашенные места (плешины), краску в этих местах выравнивают влажным пальцем.
Несложный рисунок может быть сделан от руки остроотточенным жестким карандашом по высохшей краске.
Сложные рисунки вначале выполняют на бумаге в натуральную величину. Изображение должно быть четким, все тональные и теневые переходы даются штрихами или точками. Переносят рисунок на окрашенную поверхность изделия через копировальную бумагу. Если не имеет значения, какое получится изображение — обратное или прямое, его переводят с лицевой стороны карандашного рисунка. Для этого первоначальный рисунок четко выполняется карандашом. Затем, плотно прижав рисунок лицевой стороной к окрашенной и покрытой тонким слоем воска поверхности изделия, с внешней стороны гладким округлым предметом (ручкой штихеля) проглаживают всю поверхность изображения. В обоих случаях недостаточно четкий рисунок подправляют карандашом. Для нанесения слоя воска изделие подогревают и натирают кусочком воска, который, тая, растекается по поверхности. Образовавшиеся натеки снимают, пока изделие не остыло.
При сложных изображениях, когда есть опасение, что рисунок может стереться в процессе гравировки, его покрывают тонким слоем прозрачного нитролака.
Если на открытой поверхности гравируемого изделия остались неокрашенные полированные участки, которые, отражая свет, слепят глаза, их целесообразно покрывать слоем воска. Кроме того, что воск рассеивает свет, он предохраняет полированную поверхность от затирания.
Для гравирования штихель берут в правую руку так, чтобы ручка своей тыльной частью упиралась в ладонь (рис. 128). Большим и указательным пальцами штихель поддерживают на гравируемой поверхности в положении лезвия клинка. При гравировании большой палец правой руки упирают в гравируемую поверхность, регулируя давление штихеля на металл и страхуя штихель от проскакивания и срывов. Большой палец правой руки может упираться также в большой или указательный палец левой руки, держащей приспособление с зажатым в нем изделии. Левая рука постоянно регулирует положение прорезаемой линии, поворачивая приспособление с изделием и направляя линию навстречу режущей части штихеля.

Гравирование под глянец. К гравированию под глянец предъявляются повышенные требования, так как и углубленная, и поверхностная части узора открыты для просмотра. Выбранная часть рисунка должна быть одинаково глянцевой и четко прорезанной, а поверхностные участки иметь безошибочное штриховое оформление. При гравировании по глянцу ведущим штихелем является фасеттенштихель. Им одним можно проводить линии различной ширины. При положении штихеля прямо (без бокового наклона) прорезают тонкие линии, при утолщении линии штихели наклоняют в сторону необходимого утолщения. Чем больше наклон штихеля, тем шире прорезаемая линия. При гравировании под глянец линию следует прорезать, не отрывая штихель от металла, так как в противном случае образуются ступени. Для оформления рисунка наряду с фасет-тенштихелем пользуются и другими штихелями: шпицштихелем — для подрезки (опускания) фона, чтобы было рельефней изображение; мессерштихелем — для штриховой фоновой обработки и т. д. Ко всем штихелям для гравирования под глянец предъявляется обязательное требование — быть хорошо отполированными.
Гравирование под чернение. Выгравированный узор предназначается для заливки чернью. В отличие от гравирования под глянец при гравировании под чернение не требуется зеркального среза, наоборот — шероховатость поверхности способствует лучшему сцеплению основного металла с чернью. Как правило, при гравировании под чернение сначала оконтуривают рисунок (шпицштихелем), а уж затем рисунок углубляют. Гравируют небольшими штрихами с последующим выравниванием прореза. Участки изделия, не подлежащие заполнению чернью, тщательно отполировывают и во время гравирования предохраняют от нанесения ошибочных штрихов и царапин.


предыдущая страница оглавление следующая страница