На главную


ВВЕДЕНИЕ

На XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза было указано, что в восьмидесятые годы будет последовательно продолжаться осуществление экономической стратегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа.
Исходя из этого, намечено в ближайшее десятилетие обеспечить дальнейший социальный прогресс общества, осуществить широкую программу повышения благосостояния, более полно удовлетворять потребности населения в высококачественных и разнообразных предметах культурно-бытового назначения.
Среди предметов культурно-бытового назначения большое место занимают ювелирные изделия. К ним относят личные украшения, предметы быта и др., изготовленные из драгоценных, а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, костью.
Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Огромный материал о развитии ювелирного дела в древности дают археологические раскопки. Высокого развития ювелирное искусство достигло в Древнем Египте: там применялись чеканка, гравировка, холодная эмаль. Расцвет греческого ювелирного искусства относят к V — IV вв. до н. э. Римские ювелиры наследовали эллинистические традиции. Большое развитие ювелирное дело получило в Японии и Индии. Ценные изделия из горного хрусталя, нефрита, черепахи сохранились от IV в. до н. э. Особенно распространены на протяжении веков ювелирные изделия и различные украшения из серебра.
Характерная черта европейского ювелирного искусства средневековья — частое применение холодной эмали. Замечательные образцы византийского ювелирного искусства украшены тончайшей перегородчатой эмалью.
Высокого совершенства достигает ювелирное дело в период итальянского Возрождения. Среди крупнейших мастеров — Бенвенуто Челлини — ювелир и скульптор. Распространены серебряные сосуды, перстни, браслеты, пояса. Появляются подвески с эмалью на рельефе, резные камни.
Ювелирное искусство Парижа выдвигается с конца XVII в. на первое место в Европе. Парижские ювелирные изделия поставляются во все столицы мира. Лучшее собрание французских изделий XVIII в. — в Государственном Эрмитаже.
В начале XIX в. придворные мастера Наполеона впервые применяют штампованные орнаменты. В середине XIX в. механизируется производство массовых ювелирных изделий.
Ювелирное искусство народов СССР известно с глубокой древности. В Грузии найдены замечательные памятники ювелирного искусства (золотые и серебряные сосуды с барельефами, филигранью, бусы и другие украшения). В Армении найдены золотые ожерелья, медальоны и пр. Найдены ценные памятники ювелирного искусства на территории Среднеазиатских республик. В Прикубанье, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье открыты погребения родовой знати, в которых сохранились замечательные образцы ювелирного искусства: золотые сосуды с рельефами, серьги, застежки с эмалью.
Огромное количество изделий найдено на территории Древней Руси. Киев XI — XII вв. славился золотыми изделиями с перегородчатой эмалью. Большим своеобразием отличается ювелирное искусство Новгорода.
В XVI в. общерусским центром ювелирного дела становится Москва. Прекрасно выполняются изделия с чернью и эмалью.
В начале XVIII в. в мастерских Московского Кремля появляются портреты-миниатюры на эмали.
В XVIII в. центром ювелирного искусства делается Петербург. Русское искусство сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров ювелирного дела. Особенно интересны черне-вые изделия Великого Устюга. Здесь в 1761 г. основана первая фабрика черневых и финифтяных изделий А. и С. Поповых.
В XIX в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела.
Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней) производили фабрики Фаберже.
В советское время ювелирное искусство развивается во всех союзных республиках.
Творчески используются и развиваются в настоящее время старые художественные традиции и виды ювелирной техники (скань, чернь, эмаль, резьба), ведется работа по созданию новых форм и рисунков. Современное производство предъявляет повышенные требования к подготовке молодого рабочего пополнения. Сегодняшний рабочий должен обладать прочными профессиональными навыками, уметь выполнять сложные и разнообразные виды работ. Таких рабочих должны готовить профессионально-технические училища.


оглавление следующая страница