ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) — философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного об-ва (15 — начало 17 в.). Официальной философией в эту эпоху еще оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия В. перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские концепции (Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс, Бруно, Кампанелла и др.), свидетельствовавшие о крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы. Хотя в этих концепциях и отражался переходный характер эпохи В. (увлечение астрологией, магией, алхимией и др. формами ненаучного истолкования мира), однако общая линия развития натурфилософии означала все большее торжество материалистического понимания мира, наиболее типично выразившееся в философских воззрениях Бруно. Антисхоластическая направленность передовой философии эпохи В. еще более резко выражена в философских учениях, непосредственно опиравшихся на достижения нового естествознания (в особенности на гелиоцентрическую систему Коперника) и менее, чем натурфилософия, зависевших от античных философских построений. Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да Винчи и в особенности Галилея, детерминистское истолкование действительности, противоположное телеологическому истолкованию ее схоластами, формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы (Кеплер — в астрономии, Галилей — в механике). Определяющими чертами естественнонаучного направления в философии эпохи В. были: метафизическое понимание последних элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых, что было противоположно воззрениям большинства натурфилософов; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность, сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире (Галилей, отчасти Ф. Бэкон). Огромные социально-экономические изменения, происшедшие в эпоху В., нашли свое отражение и во многих социологических концепциях. Для этих концепций было характерно понимание об-ва как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления национальных государств (Макиавелли, Боден, Моджевский). В эпоху В. появляются и утопические учения, в к-рых на основе «священного писания» выдвигалось требование обобществления собственности (Мюнцер); делаются первые попытки нарисовать картину коммунистического общественного устройства, с необходимостью носившую тогда утопический характер (Мор и Кампанелла).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ