ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопостигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12—13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин «Т.» вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его «наивным» и «бессмысленным», Кант — «стерильным» и «тавтологичным». Т. в кантовском смысле может быть лишь познание, к-рое занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов. Умопостигаемое бытие или трансцендентный мир «вещей в себе», по Канту, лежит за границами опытного познания и потому не отражается в трансцендентальных (логических) определениях. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать «непреходящую ценность» метафизики, философского обоснования истин теологии. По своему объективному содержанию учение о трансцендентальных определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную, законченную теорию бытия. В марксистской философии термин «Т.» не применяется.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ