ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828— 1910) — рус. писатель и мыслитель. В художественных соч. Т. и в его учении, к-рое он активно разрабатывал с конца 70-х гг., нашла отражение гл. обр. эпоха усиленного роста капитализма и разорения патриархального крестьянства (с 1861 по 1904). Т. воплотил в своих произв. «черты исторического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость» именно как «крестьянской буржуазной революции» (В. И. Ленин, т. 20, с. 20). И оценку совр. ему действительности Т. дал с крестьянской т. зр. Отсюда «кричащие» противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма с его разделением труда, официальной церкви, разоблачение антинародной сущности буржуазно-дворянского государства, с др.— проповедь смирения, «непротивления злу насилием», утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. оказали влияние (помимо христианства) идеи конфуцианства и буддизма, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рое он во многом толкует рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения людей, в свободном объединении их друг с другом на основе любви и с богом — на основе сознания в себе божественного духа. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самоусовершенствование идеал «истинного», освобожденного от исторических искажений, вероучения Христа. Согласно Т., государство, частная собственность, церковь, вся чуждая народу совр. цивилизация препятствуют осуществлению этого идеала, порождая социальные недуги; в итоге он приходит к отрицанию всякой государственности (анархизм) и культуры вообще, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину; человек свободен лишь духовно, в служении богу (добру, или безусловному «всемирному невидимому началу»); исторический процесс направляется божеством (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс; отдельная личность, даже царь, является рабом истории. Так Т. приходит к фатализму. В работах по эстетике («Что такое искусство?», 1897—98, и др.) он выступил против декадентства и официального, «господского», искусства. Т. определяет искусство как деятельность, посредством к-рой люди передают друг другу свои чувства. Оно должно объединять людей, быть доступно народу, помогать ему осуществлять свои идеалы. Но поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации «царства божьего» на земле, он приходит к ненаучному выводу, что руководящей идеей искусства должна быть идея религиозная. Т. велик не как проповедник реакционно-утопических идеалов, а как гениальный художник-реалист, автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения» и др. произв., как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчества Т. дали В. И. Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные соч. Т.: «Исследование догматического богословия» (1880), «Исповедь» (1880—82), «В чем моя вера?» (1883), «Царство божие внутри нас» (1891), «Путь жизни» (1910).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ