СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — философское направление, представители к-рого либо отрицают существование объективного мира, либо рассматривают его как нечто полностью определяемое активностью субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает мир ощущений, переживаний, действий, настроений субъекта. Последовательно проведенный С. и. приводит к солипсизму. Классические представители С. и.— Беркли, Юм, Фихте. Идеи С. и. развивал и Кант. С. и. 19—20 вв. имеет много разновидностей. Это прежде всего разные школы позитивизма (махизм, прагматизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическая философия и т. п.), «философия жизни» и выросший из нее экзистенциализм. У совр. сторонников С. и. (в отличие от большинства его направлений конца 19 — начала 20 в.), и прежде всего у представителей разных школ позитивизма, заметна тенденция к устранению слишком резко выраженного субъективизма, психологизма и релятивизма, для них характерны попытки найти какие-то критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути стирается бывшая ранее довольно явственной грань между идеализмом субъективным и идеализмом объективным. Элементы субъективного и объективного идеализма объединяются, напр., в разнообразных неореалистических течениях (Неореализм). Совр. С. и. все чаще выступает под флагом «реализма». Однако в нем становятся все более заметными черты иррационализма (в особенности в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной основой С. и. является абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего субъективных моментов процесса познания. Философия диалектического материализма показывает, что активная роль субъекта в практически-производственной, научно-исследовательской и общественно-исторической деятельности не является произвольной. Она не только не противоречит существованию объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а, напротив, предполагает их. Субъективная форма познания не исключает его объективного содержания и источника. Более того, сама эта форма отражает наиболее общие черты объективного мира и человеческой практики. Поэтому противопоставление субъективного и объективного возможно лишь в рамках основного вопроса философии. Доказательство независимости объективного мира от наших представлений о нем, а также объективности, истинности познания дает человеку практика.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ