СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ (лат. subjectum — подлежащее; objectum — предмет) — философские категории. Понятие «С.» первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий, и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. Начиная с 17 в. понятие «С.», как и соотносительное с ним — «О.», стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под С. ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек; под О,— то, на что направлена познавательная и иная деятельность С. Связанная с осн. вопросом философии, проблема отношения С. и о. по-разному решалась материализмом и идеализмом. Материализм рассматривал О. как существующий независимо от С. и понимал его как объективный мир, а в узком смысле — как предмет познания. Однако домарксовский материализм не мог научно решить проблему, т. к. связывал взаимоотношения С. и о. с непосредственным воздействием О. на С. При этом С. рассматривался как нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производным от «природы» С. Сам же С. понимался как изолированный индивид, особенности к-рого определены его природным происхождением, ибо закономерности предметной деятельности — подлинной основы активности С.— не были еще раскрыты. Идеалисты выводили взаимодействие С. и о. и само существование О. из деятельности С., пытаясь на этой основе объяснить активную роль С. в познании. Для субъективного идеализма при этом характерно понимание С. как единства психической деятельности индивида и фактическое устранение О., т. к. последний понимается только как совокупность состояний С. Ценны догадки объективного идеализма, особенно Гегеля, о роли практики в отношении С. и о., о зависимости этого отношения от истории, от общественной природы С. Диалектический материализм исходит из признания существования О. независимо от С., но в то же время рассматривает их в единстве. О. не является абстрактной противоположностью С., т, к. последний активно преобразует, «очеловечивает» О., и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика человечества. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в О. практической и теоретической деятельности, через преобразование к-рого в сознании воспроизводится содержание объективной реальности. В соответствии с этим следует различать объективную реальность, О. и предмет познания. С таких позиций может быть понята и активность С., к-рый формируется и изменяется в процессе преобразования внешнего мира. Это значит, что человек становится С. (в частности, обладающим самосознанием) только в истории, в об-ве и поэтому является общественным существом, все способности и возможности к-рого сформированы практикой. Поэтому субъективное в марксизме понимается не как внутреннее (психическое) состояние С., противоположное О., а как производное от деятельности С., воспроизводящего в фермах этой деятельности содержание О. Будучи активной силой во взаимосвязях С. и о., человек действует тем не менее не произвольно, т. к. О. ставит определенные границы и пределы деятельности С. На этой основе и возникает необходимость познания закономерностей О., чтобы согласовать с ними деятельность С., поскольку его цели формируются в соответствии с логикой развития предметного мира, объективно обусловлены потребностями С. и уровнем развития производства. В зависимости от этого, а также от уровня познания объективных закономерностей человек ставит сознательные цели, в ходе достижения к-рых изменяется как О., так и сам С.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ