СПОСОБНОСТИ — в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены системой безусловных и условных связей, приспособленной для выполнения к.-л. деятельности. Само формирование деятельности, в к-рой обнаруживаются С., есть вместе с тем и образование соответствующих мозговых структур, фиксирующих деятельность путем построения моделей ее условий. Сложившиеся С. становятся условиями развития С. более высокого уровня. Наиболее общая С. индивида — чувствительность, совершенствующаяся на всем протяжении фило- и онтогенетического развития. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. В противоположность животным, С. к-рых представляют собой синтез переданного по механизмам биологической наследственности видового опыта и опыта индивида, С. человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития форм деятельности. Т. обр., С. человека определяются не только деятельностью его мозга, но прежде всего степенью достигнутого человечеством исторического развития. В этом смысле С. человека неразрывно связаны с общественной организацией труда и приспособленной к ней системой образования. В эксплуататорском об-ве не создаются необходимые условия для формирования творческих С. у трудящихся. В то же время положение эксплуатируемых классов пытаются обосновать отсутствием у них высокоразвитых С. Всестороннее развитие С., открывающее каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности,— одна из важных задач построения коммунизма.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ