СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ — философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т. е. на выведении его без обращения к опыту, при помощи рефлексии. Исходя из «чистой силы ума», С. ф. создает те или иные умозрительные принципы, к-рыми стремится охватить всю объективную действительность. Возможность такого типа знания обусловлена недостаточностью естественнонаучного, опытного знания, ограниченного рамками практического и теоретического освоения мира, невыводимостью из индивидуального опыта регулятивных принципов его организации, наличием в сознании целостной картины мира, предпосланной опытному познанию, стремлением человека к синтезу всего научного знания. Первоначально С. ф. оформилась в виде метафизики как учения о сверхчувственных началах вещей. Но если у Аристотеля, напр., такое учение было своеобразной формой осознания специфики философского знания, то в средние вв. спекулятивность характеризует в первую очередь схоластику в ее подчиненности теологии. В 17—18 вв. в связи с ориентировкой философии на точные науки (механика и математика) возникают антиспекулятивные тенденции, что приводит одновременно к господству метафизического метода мышления. Спекулятивные же тенденции сохраняются в виде натурфилософии и всякого рода теологической непоследовательности. В системе Гегеля спекулятивное рассматривается как положительно-разумное, достижимое путем диалектического разрешения противоречий и противопоставленное рассудочному (Рассудок и разум). Благодаря этому в рамках спекуляции Гегель нередко «дает действительное изложение, захватывающее самый предмет», хотя вместе с тем спекуляция «попадает... в самую неразумную и неестественную рабскую подчиненность предмету, самые случайные и самые индивидуальные определения которого она вынуждена конструировать как абсолютно необходимые и всеобщие» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 2, с. 69, 67). Спекулятивный в целом характер гегелевской философии порождает идеалистическую умозрительность и откровенную теологию. Фейербах подверг резкой критике «философию пьяной спекуляции». В дальнейшем борьба со С. ф. вылилась в борьбу против всякой философии вообще (Позитивизм). Подчеркивая несостоятельность С. ф., следует учитывать ее рациональные результаты и стремление к осознанию специфики философского мышления. Связанная с обращением к специальному исследованию всеобщих форм отношения человека к внешнему миру, эта специфика раскрывается в марксизме не спекулятивно, а через анализ предметной деятельности.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ