СОЦИОЛОГИЯ (лат. societas — об-во и греч. logos — учение) — наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (об-во в целом), так и частных; пользуясь эмпирическими методами, С. изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения людей. Как самостоятельная наука С. возникла лишь в 19 в. (термин введен Контом), но истоки ее уходят в далекое прошлое. Уже древнейшие философские системы обычно включали к.-л. социальную философию, по-своему объяснявшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. В 18 в. в качестве автономной дисциплины появляется философия истории, посвященная изучению законов и движущих сил развития об-ва. Однако хотя домарксовская философия истории содержала немало ценных положений, в целом она была спекулятивной, умозрительной. Усложнение общественной жизни и дифференциация научного знания сделали неизбежным отпочкование С. от философии, превращение ее в самостоятельную науку, сочетающую теоретический анализ общественных отношений с эмпирическим исследованием социальных фактов. Требование поднять обществоведение «на степень наук, основанных на наблюдении», выдвинул уже Сен-Симон. Однако реализовать его удалось лишь Марксу и Энгельсу. Созданное ими материалистическое понимание истории (исторический материализм) не только составляет философский фундамент всякого научного обществоведения, но и содержит теоретический анализ структуры общественной жизни, взаимосвязи важнейших социальных явлений (способа производства, классов, политических учреждений, культуры, форм общественного сознания и т. д.) и закономерностей развития общественно-экономических формаций. Классики марксизма придавали также большое значение эмпирическому социальному исследованию. «Капитал» Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» и «К жилищному вопросу» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Великий почин» Ленина — классические примеры органического сочетания теоретического исследования и анализа конкретных социальных процессов. После победы революции Ленин выдвинул проведение социальных исследований в ряд первоочередных задач (т. 36, с. 372). Особенно быстрыми темпами развивается С. в СССР и др. социалистических странах в последние годы. Исследуются общие и специфические закономерности коммунистического строительства, развертывания научно-технической революции, отношение людей к труду, тенденции развития брака и семьи, проблемы урбанизации, досуга, пути и средства совершенствования государственного управления и т. п. При этом используются разнообразные исследовательские методы: теоретический анализ, статистическое обобщение, разного рода анкеты и т. п. В последнее время возрастает роль марксистской С. в решении практических задач, в обеспечении научного руководства развитием об-ва. Немарксистская С., родоначальником к-рой считается Конт, прошла в своем развитии ряд этапов. С. второй половины 19 в., находившаяся под влиянием позитивизма, имела в осн. историко-эволюционный характер. В соответствии с тем,, какую сторону («фактор») общественной жизни социологи считали главной, С. распадалась на ряд течений: географическое направление в социологии, расово-антропологическая школа (Гобнно, Чемберлен, Аммон, Лапуж), биоорганическая школа (Лилиенфельд, Шеффле, Вормс, Фулье), социал-дарвинизм. В конце 19 в. наибольшее распространение получают различные разновидности психологической школы в социологии — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм. Появляются теории, выдвигающие на первый план не индивидуальное, а коллективное, общественное ^ сознание (Гнддингс, Кули, Дюркгейм) либо абстрактные формы социального взаимодействия (Теннис, Зиммель, Бугле). Распространение получает и т. наз. экономический материализм. С начала 20 в. на зап. С. оказывают сильное влияние идеалистические философские течения — неокантианство, философия жизни и др., а также фрейдизм. В 19 в. С. была преимущественно теоретической дисциплиной, а с 20-х гг. 20 в. в ней все большую роль играют эмпирические исследования, что повлекло за собой совершенствование техники социологических исследований и расширило возможности практического применения С. Буржуазная С. не только идеологически обслуживает господствующий класс, теоретически обосновывая его интересы (теории «народного капитализма», «единого индустриального общества», антикоммунизм), но и помогает ему решать ряд практических задач (изучение общественного мнения, организация пропаганды, налаживание «человеческих отношений» в промышленности, поиски оптимальных методов управления и т. п.). Широкий круг общественных явлений, составляющих предмет исследования совр. С., обусловливает неизбежность ее специализации. Наряду с общей С. и социологической теорией выделяются более или менее автономные области исследования (индустриальная С., С. семьи, города, преступности и т. п.). Однако чисто описательная С. не дает ответа на коренные вопросы общественной жизни и в условиях капитализма легко вырождается в бессмысленную фактографию. Это привело в последние годы к кризису социологического эмпиризма. Все большее число социологов приходит к выводу о необходимости разработки обобщающей социологической теории. Возродился интерес к философии. Однако идейные основы немарксистской С. неоднородны. Среди социологов имеются представители т. наз. «естественнонаучного течения», находящиеся под влиянием позитивизма и неопозитивизма, а также сторонники феноменологии, экзистенциализма и др. философских течений. Наряду с завзятыми реакционерами и антикоммунистами среди западных социологов, особенно молодых, имеется немало ученых, критически относящихся к капитализму и пытающихся разобраться в его противоречиях. В последние гг. у мн. из них возрос интерес к марксизму и марксистской С. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к оценке различных социологических идей и их авторов. Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, марксистские социологи используют все то положительное, что достигнуто буржуазной С., но при этом они должны «уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» (т. 18, стр. 364).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ