САРТР Жан-Поль (р. 1905) — фр. философ и писатель, глава фр. экзистенциализма. Его философские взгляды противоречивы. В них своеобразно переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда (Фрейдизм). Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, стремится подвести под марксизм фундамент экзистенциалистской антропологии. В целом же концепция С. эклектична. Для нее характерна тенденция синтеза субъективного идеализма с объективным и с отдельными элементами материализма. Отправляясь от осн. идеи экзистенциализма — «существование предшествует сущности», С. пытается одновременно избежать и материализма и идеализма. Он строит свою «феноменологическую онтологию» на радикальном противопоставлении двух видов бытия: «бытия — в — себе», заменяющего объективную действительность, и «бытия — для — себя», тождественного «человеческой реальности», т. е. сознанию. Разрыв бытия и сознания приводит С. к дуализму. Являясь причиной своего особого рода бытия, сознание, по С., есть «небытие бытия», трещина в нем, «ничто», но лишь оно является источником активности, движения, качественного многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдный мир. С. называет свою концепцию диалектической, но превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. Его диалектика чисто негативна. Сфера ее ограничивается областью сознания и полностью изгоняется из природы. В морали С. стоит на позициях чистой субъективности и индивидуализма. Осн. категорией выступает здесь свобода. Она рассматривается как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». С. отрицает объективные принципы и критерии морали, объективную детерминированность человеческого поведения. Каждый человек «вынужден сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою собственную мораль. В «Критике диалектического разума» (1960) С. пытается преодолеть субъективистский характер своей концепции и построить новую теорию общественных отношений и исторического развития, но, оттесняя на задний план осн. социологические категории и исходя из индивидуального человеческого существования, он заменяет социально-исторический анализ антропологическим. С философскими взглядами С. тесно связано его литературное творчество. Общественно-политическая позиция С. непоследовательна. Он был участником Сопротивления; остро критиковал пороки капиталистического об-ва, активно выступал за мир и демократию, в поддержку национально-освободительного движения, против агрессии США во Вьетнаме. В последние годы С. склоняется к ультралевому движению, солидаризируется с маоистскими и ревизионистскими идеями. Оси. соч.: «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1940), «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ