СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — рус. философ-идеалист, богослов и поэт. Окончил Московский ун-т (1873). На взгляды С. большое влияние оказала христианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и др. религиозно-философских систем. Мн, он заимствовал из нем. философии (Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр и др.). Особенно близок C. к славянофилам. Центральной в учении С. является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается С. как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа). Безусловное «всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по С., лишь «цельным» знанием, к-рое представляет собой синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу его составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания; интуиция, созерцание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творчество (или реализация этой идеи в данных опыта). Отсюда С. выводит единство теологии, философии и науки и наз: его «свободной теософией». В об-ве идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц («свободная теократия»), или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества — устроение на земле «царства божьего», где будут разрешены социальные противоречия. «Свободная теократия», по С., может явиться результатом объединения западной (католической) и восточной (православной) христианской церкви в рамках церковно-монархической государственности (единство духовной и мирской власти первосвященника и царя); особая роль в этом якобы принадлежит рус. государству. В конце жизни С. пришел к пессимизму и эсхатологии. Философия, с его т. зр., имеет своей гл. целью рационально оправдать социально-религиозный идеал и потому должна быть на службе у теологии. Этику С. также основывает на религии: человек нравствен, если он стремится к «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого царства. Хотя С. и выступал против «чистого искусства» (он рассматривал красоту как чувственное воплощение абсолюта и придавал искусству гл. обр. религиозно-воспитательное, теургическое значение), его поэзия и эстетика стали одним из идейных источников рус. символизма. Антинаучная теория С., объективно отражавшая интересы реакционных кругов буржуазии и дворянства, оказала большое влияние на рус. религиозно-идеалистическую философию конца 19 — начала 20 в. (Бердяев, Трубецкой и др.). Соч.: «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о бого-человечестве» (1877—81), «История и будущность теократии» (1885—87), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897—99) и др.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ