СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ — осн. недостаток домарксовского материализма в области теории познания, состоящий в том, что познание рассматривается как пассивный процесс восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их. При этом объективный мир и человеческая деятельность односторонне противопоставлялись. Действительность рассматривалась только как объект, а не субъективно, т. е. не в зависимости от деятельности субъекта, не в преобразованном общественной практикой виде. Да и саму практику домарксовские материалисты понимали только как индивидуальную деятельность, направленную на удовлетворение узко личных и корыстных потребностей, фиксировали практику в «грязно-торгашеской форме ее проявления» (Маркс). Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека, и мир, в к-ром он живет, было им недоступно. В результате только теоретическая деятельность считалась ими подлинно человеческой. На самом деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько с «очеловеченным» миром, т. е. так или иначе вовлеченным в процесс производства, и именно практическое преобразование мира открывает человеку его закономерности. Поэтому познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с практическим преобразованием мира. Для С. характерно также понимание субъекта познания как абстрактного индивида («гносеологическая робинзонада»), рассматриваемого только как природное существо, все познавательные способности к-рого сформированы биологически. С. в теории познания неминуемо ведет к метафизике и делает невозможным полное опровержение идеализма. Марксизм преодолел С. и тем самым произвел переворот в гносеологии.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ