СОВРЕМЕННАЯ МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЗА РУБЕЖОМ. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 положила начало новой исторической эпохе — эпохе перехода от капитализма к социализму. Во мн. капиталистических странах возрос интерес к марксизму-ленинизму и его философии, в особенности к трудам В. И. Ленина. Возникшие коммунистические партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассматривают диалектический и исторический материализм в качестве своего философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина переводятся на осн. европейские языки. В это время по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши, П. Тольятти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они отстаивают учение о единстве марксистской теории и революционной практики пролетариата. В буржуазной литературе усиливаются нападки на марксистско-ленинскую философию. Реформистская литература продолжает свою линию на ревизию диалектического и исторического материализма с позиций «этического социализма». Революционный подъем в ряде европейских стран (1918—23) сопровождался упрочением политических позиций левых сил в европейском рабочем движении, Однако для некоторых их представителей была характерна теоретическая незрелость, выразившаяся в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории. Решающее значение для разоблачения левоуклонистских взглядов имела работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Временный экономический бум в некоторых капиталистических странах (1924 — 29), вызванная им активизация буржуазной и правосоциалистической идеологии обусловили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.) правого оппортунизма и его идейной основы — механистической философии. Борьба марксистов III Интернационала против «левого» и правого уклонов велась и по философским проблемам. Углубление общего кризиса капитализма, вызванное успехами социалистического строительства в СССР, экономическим кризисом (1929 — 33), ознаменовалось установлением фашизма в ряде капиталистических стран. В идеологической области эти события выразились в усилении пропаганды иррационализма, субъективно-идеалистической философии, волюнтаризма и т. п. Провозглашенная компартиями тактика единого и народного фронтов в борьбе против фашизма способствовала сплочению прогрессивной интеллигенции вокруг марксистов, ускорила переход ряда ее представителей на позиции диалектико-материалистической философии. Борьба философов-марксистов против интуитивизма (работы Ж. Политцера — Франция), неогегельянства (работы Грамши), неоплатонизма (работы Г. Селзама — США), прагматизма (выступления Фостера), ремкеанства (работы Т. Павлова — Болгария) и др. направлений буржуазной философии 30-х гг. поднимала престиж диалектического материализма, показывала его роль в качестве методологической основы наук, действенного оружия в борьбе с фашистской идеологией. Новый этап в развитии марксистско-ленинской философии начался после второй мировой войны. В результате разгрома германского фашизма и японского милитаризма, народных революций в Европе и Азии возник ряд социалистических стран. Коммунистические и рабочие партии этих стран разрабатывают важный в теоретическом и практическом отношениях вопрос о диалектике общих закономерностей социалистического строительства и национальных особенностях их проявления. В ходе социалистического строительства в странах народной демократии осуществляется культурная революция, большую роль в к-рой играет марксистско-ленинская философия. В связи с этим встала задача марксистско-ленинского воспитания широких слоев трудящихся, освобождения их сознания от остатков буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, религиозных предрассудков. В социалистических странах наряду со старыми выступают новые кадры философов-марксистов, к-рые не только пропагандируют научную философию в массах, но и успешно разрабатывают проблемы социалистического строительства, новые вопросы диалектического и исторического материализма. Происходит процесс дальнейшей конкретизации выводов марксистско-ленинской философии применительно к новой исторической обстановке, совр. уровню развития отдельных наук, получают дальнейшее развитие такие важные области философского знания, как социология, этика, эстетика, логика, история философии. Результаты научных исследований периодически обсуждаются на совещаниях и конференциях философов социалистических стран. Плодотворно исследуются проблемы диалектики, теории познания (работы Т. Павлова, В. Добриянова — Болгария, Г. Шелера — ГДР и др.), философские вопросы естествознания (работы Л. Яноши — Венгрия, А. Поликарова, А. Киселинчева — Болгария и др.), проблемы этики (работы К. Гулиана — Румыния, Г. Бека — ГДР и др.), эстетики (работы Павлова — Болгария, С. Жулкевского — Польша, А. Абуша — ГДР и др.), критики совр. идеализма (работы Г. Клауса, Г. Менде — ГДР, И. Лингарта, Я. Боднара, В. Румла — Чехословакия, Н. Ирибаджакова — Болгария и др.), истории философии (работы С. Гановского, Г. Грозева — Болгария, Г. Лея, Р. Гроппа — ГДР и др.), логики (работы Б. Фогараши — Венгрия, А. Жожа — Румыния, А. Бенкова — Болгария, Г. Клауса — ГДР, И. Попеловой-Отагаловой — Чехословакия и др.). Философы-марксисты капиталистических стран активно защищают прогрессивные философские традиции, разоблачают антикоммунистическую пропаганду, новейшие приемы утонченного идеализма. В работах М. Корнфорта, Д. Льюиса (Англия), Г. Уэллса, Г. Селзама (США), Г. Бесса, Ж. Канапа (Франция) и др. раскрывается внутренняя противоречивость, несостоятельность новейших идеалистических течений (неопозитивизма, прагматизма, экзистенциализма, неотомизма). Философы-марксисты в капиталистических и социалистических странах ведут борьбу против совр. философского ревизионизма, нашедшего свое выражение в выступлениях Э. Фишера (Австрия), Р. Гароди (Франция) и др. В работах зарубежных марксистов анализируются отрицательные последствия влияния совр. системы капиталистических отношений на культуру, на человеческую личность, показывается, как империализм лишает человека высших духовных ценностей, насаждает идеологию шовинизма, оправдывает насилие и империалистический разбой. Передовая интеллигенция капиталистических стран поддерживает марксистов в их борьбе против антинаучной идеалистической философии (Бернал — Англия, Ланжевен, П. Вижье, А. Валлон — Франция, Д. Фурст, Б. Данэм, П. Кроссер — США). Коммунистические и рабочие партии совместными усилиями творчески разрабатывают коренные вопросы марксистско-ленинской теории, в том числе и философии. В Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1957) были сформулированы общие закономерности перехода от капитализма к социализму и подчеркнуто значение диалектического материализма как науки о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. В Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1960) было дано марксистское определение совр. эпохи, всесторонне раскрыты пути борьбы за мир, демократию и социализм. В документах Московского Совещания коммунистических и рабочих партий (1969) определены задачи и пути борьбы против империализма в совр. условиях. Большой международный резонанс получили празднования 150-летия со дня рождения К. Маркса и Ф. Энгельса и празднование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Эти события еще раз показали неодолимую силу марксизма-ленинизма, его научный характер и интернациональную природу.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ