СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—94) — украинский просветитель-демократ, философ, поэт. Сын малоземельного казака. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии (1738—41; 1744—50). Отказавшись от духовной карьеры, избрал путь странствующего проповедника-философа. На мировоззрение С. оказало воздействие творчество Феофана Прокоповича и Ломоносова. Богословское же образование придало его взглядам противоречивый характер. В решении осн. вопроса философии С. допускал колебания между материализмом и идеализмом, но во мн. проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя («Дружеский разговор о душевном мире», 1775). Дуалистические колебания С. привели его к созданию теории «трех миров», объемлющих собой все существующее: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов» (Библия). Причем каждый из них состоит из двух натур — «внешней» (материальной) и «внутренней» (духовной). Пытаясь преодолеть дуализм своего учения, С. старался снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятий «бог» и «природа», считая их тождественными, что типично для пантеизма. С. признавал беспредельность человеческого познания, но связывал исследование природы с необходимостью внутреннего самоанализа и признанием «мира символов». С. резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя враждебное церкви гелиоцентрическое учение Коперника («Потоп змиин», 1791, и др.), высмеивал порочность и тунеядство священников. Этические проповеди самого С. были облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии «любви и добродетели». Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся масс, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового об-ва С. считал моральное начало. Социологические взгляды С. отразили слабость и ограниченность крестьянского антикрепостнического движения. Работы С. не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ