СИСТЕМНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность методологических принципов анализа и конструирования объектов как систем. Наиболее широкое применение С. м. и. находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, как правило самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т. д. систем, больших технических систем, систем человек-машина и т. д. Задача анализа систем (системных объектов) была осознана сравнительно давно. Однако до середины 19 в. характерной тенденцией оставалось стремление к разложению исследуемого сложного объекта на отдельные части и объяснение свойств целого из свойств его частей. Развитие научного знания показало недостаточность подобного способа исследования и необходимость нахождения методов адекватного познания системных объектов. Теоретической базой для разработки таких методов явился диалектический материализм. Маркс и Ленин дали глубокий анализ сложнейшего развивающегося объекта — системы экономических отношений капиталистического об-ва — и изложили ряд принципов методологии системного исследования. Большое значение для понимания С. м. и. имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Широкое развитие С. м. и.— одна из характерных особенностей совр. науки и техники. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь к-рых обусловливает целостные свойства этого множества. Осн. акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Системный объект принципиально не может быть проанализирован, если при его анализе абстрагироваться от его взаимодействия со средой. Элементы системы в рамках С. м. и. рассматриваются с учетом их «места» и функций внутри целого; они понимаются как относительно неделимые, т. е. неделимые лишь в контексте определенной задачи и данного объекта. В принципе элементы системы сами могут быть представлены как системы; аналогично данная система в др. контексте может рассматриваться как элемент, или подсистема, более сложной системы. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др. Иерархическая организация строения и функционирования систем и обусловливает необходимость определения при их исследовании характера координации низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления. Вместе с тем деятельность высшего уровня управления системы определяется результатами функционирования всех остальных ее подсистем. Существенное значение в С. м. и. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. м. и. является то, что не только объект исследования, но и сам процесс исследования такого объекта выступает как сложная система, задача к-рой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей исследуемого объекта. Системные объекты, наконец, как правило не безразличны к процессу их исследования и во мн. случаях могут оказывать существенное воздействие на этот процесс. Во второй половине 20 в. в условиях развертывания научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. м. и,— детальное раскрытие философских оснований системного подхода, разработка логических и методологических принципов системного исследования, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. Для совр. этапа развития С. м. и. характерно стремление к более точному выражению процедур системного исследования в рамках специальных формальных языков, разработанных в кибернетике, теории управления и организации, теории игр и принятия решений, а также в рамках логики и методологии науки.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ