СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С.— совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я.— конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я., к-рое не заключало бы в себе никакой информации о С. Но единство С. и я. не означает их совпадения, т. к. С. всегда скрыта за поверхностью Я., и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории; «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 25, ч. II, с. 384). Познание С. возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от чувственной к рациональной ступени познания, связано с раскрытием гл. и определяющего в предметах, с формулировкой законов их развития. При познании С. происходит переход от внешней констатации и описания Я. к его объяснению, к раскрытию его причин и основания. Один из критериев познания С.— возможность предвидения будущих событий на основе точно определенных законов их изменения. С. может считаться познанной, если известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель (Моделирование), свойства к-рой соответствуют свойствам оригинала. Познание С. дает возможность отделить подлинное объективное содержание Я. от его видимости, устранить элемент искажения и субъективности в исследовании. Раскрытием С. задачи познания не исчерпываются. Необходимо причинное обоснование и объяснение сформулированных ранее законов, выражающих С.: почему данные законы имеют именно эту, а не к.-л. др. С., чем определяются значения их параметров, границы действия и т. п. Это равносильно вопросу о С. самой С. Его решение означает познание более общих и глубоких взаимосвязей и законов бытия, из к-рых найденные ранее законы и процессы следуют в виде их частных проявлений. Совершается переход к более глубокой С., на новых структурных уровнях материи. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (Ленин, т. 29, с. 227). Во взаимоотношении С. и я. обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же С. может иметь множество различных проявлений, равно как и всякое достаточно сложное Я. может быть формой выражения нескольких С., относящихся к различным структурным уровням материи. С. всегда более устойчива по сравнению с Я., к-рому свойственна подвижность и изменчивость. Но в конечном счете и сущности всех систем и процессов в мире также изменяются в соответствии с общим историческим развитием природы. Противоположность С. и я. относительна. Та совокупность законов и глубинных отношений, к-рая выступает как С. первого порядка по отношению к чувственно воспринимаемым Я., сама будет проявлением С. более глубокого порядка. Последняя в свою очередь будет выражением некоторой еще более глубокой С. в структуре материи и т. д. Всякая наука лишь тогда достигает зрелости и совершенства, когда она раскрывает С. исследуемых ею явлений и оказывается в состоянии предвидеть их будущие изменения не только в сфере явлений, но и в сфере сущностей. Агностицизм неправомерно разрывает С. и я., рассматривает С. как непознаваемую «вещь в себе», якобы не обнаруживающуюся в Я. и недоступную познанию. С др. стороны, идеалисты приписывают С. вещей духовное, идеальное содержание, считая его первичным по отношению к материальным телам (идеальный мир общих сущностей Платона, «абсолютная идея» Гегеля как выражение С. природы). Некоторые представители идеализма считают выделение в предметах С. и я. чисто субъективным процессом (Дьюи, Льюис), отрицают объективность С., а Я. отождествляют с ощущениями (Мах, Феноменализм).


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ