мышлении, с помощью к-рой познается сущность явлений, процессов">


ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью к-рой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. П.— продукт исторически развивающегося познания, к-рое, поднимаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких П., совершенствует, уточняет старые и формулирует новые П. Поэтому П. не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития изменения, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности. П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл (Значение и смысл) соответствующих выражений языка. Осн. логическая функция П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике В. И. Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (см. т. 29, с. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом часто П. науки создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о некоторых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме). Т. обр., в образовании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода в П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П. может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Всякие научные П., будучи отражением действительности, столь же подвижны и гибки, как предметы и процессы, обобщением к-рых они являются. П. должны быть, по выражению Ленина, «обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (т. 29, с. 131). Положение о гибкости, подвижности, взаимосвязи и переходах П.— одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно. противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. Диалектико-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ