ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—68) — рус. революционный публицист, литературный критик, философ-материалист. Окончил Петербургский ун-т (1861). Сотрудник и идейный руководитель журнала «Русское слово» (с 1861). В 1862—67 — в заключении в Петропавловской крепости за выступление в защиту Герцена от нападок царского агента Фиркса (Шедо-Ферроти). В 1867—68 Сотрудничал в журналах «Дело», «Отечественные записки». Сформировавшиеся к концу 1861 демократические, революционные и социалистические взгляды П. («Схоластика XIX века», 1861; прокламация против Шедо-Ферроти, 1862) переживают впоследствии значительную трансформацию: быстрое угасание поднявшейся в 1859—61 революционно-освободительной волны все сильнее убеждает П. в отсутствии в России условий, необходимых для совершения революции, в неспособности крестьянства освободить себя и построить свободное об-во. Гл. цель своей деятельности П. видел в разрешении «вопроса о голодных и раздетых людях», защищал социалистический идеал (правда, ни одно из существовавших социалистических учений не удовлетворяло П.). Не отказываясь в принципе от применения революционного насилия («Исторические идеи О. Копта», 1865; «Мыслящий пролетариат», 1865; «Популяризаторы отрицательных доктрин», 1868; «Генрих Гейне», 1867, и др.), П. выдвинул идею «химического» пути революции — постепенных социальных изменений, сводящихся к просвещению народа, увеличению (благодаря распространению знаний) производительности труда и улучшению условий жизни масс как осн. предпосылок коренной «перестройки общественных учреждений». Задачу просвещения парода П. возлагал на «мыслящих реалистов» — передовую интеллигенцию. Произв. последних лет жизни («Французский крестьянин в 1789 году», 1869, и др.) свидетельствуют о нарастании радикальной тенденции в мировоззрении П. Социально-политическая концепция обусловила определенный акцент и при рассмотрении П. философской проблематики, в частности понимание прогресса научных знаний как основы исторического развития. Это определило резкую борьбу П. против религии и разного рода проявлений «узколобого мистицизма» в науке, отвлекающих человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих «самые элементарные свидетельства опыта» («Идеализм Платона», 1861, и др.), обусловило отрицательное отношение П. к «умозрительной философии» Гегеля. Определенный противовес идеализму П. усматривал в теориях «вульгарных материалистов» — Молешотта, Фогта, к-рым он давал положительную оценку («Физиологические эскизы Молешотта», 1861; «Процесс жизни», 1861; «Физиологические картины», 1862). Одним из первых в России П. активно пропагандировал дарвинизм («Прогресс в мире животных и растений»). Склоняясь при рассмотрении гносеологических проблем к сенсуализму, П., однако, отрицательно относился к эмпиризму («Промахи незрелой мысли», 1864), указывал на созидательную роль творческой мечты. Этот призыв П. к творческой мечте высоко ценил Ленин. Убежденный сторонник реализма во всем, П. остро полемизировал с представителями «чистого искусства», доходя в этой полемике иногда до провозглашения «строжайшей утилитарности» искусства и рассмотрения его как одного из тормозов научного прогресса («Разрушение эстетики», 1865; «Пушкин и Белинский», 1865). Не лишенный крайностей «нигилистический» призыв П.: «Что можно разбить, то и нужно разбивать» — выражал непримиримость демократов-шестидесятников к самодержавно-крепостническим порядкам, их ненависть к социальному паразитизму и либеральному приспособленчеству.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ