ОБЪЕКТИВНАЯ ИДЕЯ — в идеализме наивысшее родовое понятие, к-рое не только обладает объективной реальностью, но и определяет собою чувственное бытие. В зависимости от понимания того, как родовое понятие относится к объективной реальности, различаются: 1) дуалистическая теория О. и., наиболее последовательно представленная в мегарской школе, к-рая учит о сущности вещей как об особой идеальной действительности, не имеющей никакого отношения к чувственному бытию; 2) монистическая теория О. и., к-рая пользуется такими понятиями, как «подражание» вещей идеям, «присутствие» идей в вещах, подчеркивая определяющее воздействие идеального мира на чувственный. В одной форме этот монизм (Платон) говорит о воздействии самостоятельно данного идеального мира на реальность. В др. (Гегель) — такой монизм вообще отрицает различие идей и вещей, и объективные вещи мыслятся как логические категории в их развитии; 3) эманационная теория (Стоики, Неоплатонизм), к-рая учит об излиянии первовещества (первоогонь у стоиков, псрвоединое у неоплатоников) на весь чувственный мир, возникающий и оформляющийся при помощи объективно - идеального первопринципа. Диалектический материализм отрицает первичность идеального принципа. Идея является отражением материи, т. е. имеет объективное содержание. Поэтому можно говорить о реальном существовании идей, зафиксированных в различных формах общественного сознания и являющихся объективными в смысле их содержания, а также по отношению к сознанию индивида. Но и в этом случае О. и. является субъективным отражением материальной действительности, хотя активно действует на саму же материальную действительность в целях ее преобразования и развития.


К СПИСКУ СЛОВ В НАЧАЛО СЛОВАРЯ

НА ГЛАВНУЮ